Бог ситара

   Ушел из жизни великий мастер игры на ситаре, композитор и популяризатор индийской музыки Рави Шанкар (Ravi Shankar). Это произошло 11 декабря, в больнице калифорнийского города Сан-Диего. Музыканту было 92 года. Робиндра Шанкар (таково его настоящее имя) родился в индийском городе Варанаси 7 апреля 1920 года. Семья будущего виртуоза переехала в Париж, когда Рави был еще ребенком. Поначалу мальчик занимался народными танцами, выступая вместе с братом. Но с 18 лет Рави начал брать уроки аккомпанимента на ситаре у музыканта по имени Алладин Хан, который стал и его духовным наставником, передав своему ученику сакральную магию индийской музыки. В 50-е годы Шанкар уже сотрудничал с западными композиторами и коллективами, демонстрировал игру на ситаре Иегуде Менухину, выступал с концертами в Европе и Америке. Шанкар был одновременно и строгим ревнителем традиций классического исполнения индийской музыки, и новатором-революционером, когда дело доходило до синтеза музыкальных культур Востока и Запада. В 1954 году Шанкар посетил СССР в составе культурной делегации Индии. А настоящая слава к исполнителю пришла в конце 60-х годов, на волне интереса передовых рок-музыкантов к индийской культуре и философии. Рави Шанкар подружился с The Beatles, Rolling Stones, участвовал с рокерами в записях и концертах (побывал и на знаменитом фестивале в Вудстоке). Особое влияние Шанкар оказал на Джорджа Харрисона, гитариста Beatles, ставшего одним из самых преданных его поклонников. В 1971 году, вместе с Харрисоном, музыкант стал инициатором двух масштабных благотворительных шоу, все вырученные средства от которых пошли в поддержку пострадавших от наводнения жителей Бангладеша. В 1972 году был выпущен и тройной альбом «The Concert For Banglа Desh», включающий живые записи с этого мероприятия. В 80-е годы Рави Шанкар увлекся экспериментами с электронной музыкой, записал ряд интересных альбомов, среди которых: «Vision» (1983), при участии джазового саксофониста Яна Гарбарека, и «Tana Mana» (1987). В этих работах Шанкар сочетал традиционные индийские инструменты с синтезаторами, а помимо ситара играл на десятиструнной виолончели и перкуссии. В 1990 году Шанкар вместе с Филиппом Глассом записал альбом «Passages», где также соседствуют самые неожиданные стили и инструменты. Согласно «Книге рекордов Гиннеса», музыкальная карьера Рави Шанкара длилась более шестидесяти лет, что является абсолютным рекордом среди профессиональных музыкантов. Склонность к экспериментам, безграничное жизнелюбие и творческая активность сопутствовали Рави Шанкару всю его долгую жизнь. И несмотря на все свои авангардные изыскания, Шанкар любил и уважал истоки своего творчества, богатую культуру Индии. Переехав в США, музыкант передал свою страсть к ситару дочери Анушке Шанкар, которая стала известной исполнительницей на этом инструменте. Рави Шанкар говорил: «Изменения были всегда, но шли постепенно и не пугали. Теперь они шокируют нас, потому что происходят так быстро. Не знаю, согласитесь ли вы со мной, но мне кажется, что Индия – единственная страна, сохранившая свою культуру. В Египте, Китае и Греции от великих культур почти ничего не осталось – традиции стали мертвыми музейными экспонатами. В Индии все еще есть йога, аюрведическая медицина, музыка, танец и ремесла. Когда Индия исчезнет – что останется?».

This entry was posted in Музыка and tagged , , , . Bookmark the permalink.