5 декабря в американском городе Норуолк скончался известный джазовый пианист и композитор Дейв Брубек (David Warren Brubeck). Он не дожил одного дня до своего 92-летия, которое намеревался отметить юбилейным концертом в штате Коннектикут. Дэйв Брубек был необычным пианистом. Он пришел в джаз, уже имея солидную академическую подготовку, обучался у таких композиторов и педагогов, как Дариус Мийо (Darius Milhaud) и Арнольд Шенберг (Arnold Schonberg). Хорошо это или плохо, но именно излишняя академичность музыки Дэйва Брубека отталкивала от него одних любителей джаза, ориентированных на манеру игры «черных» пианистов, вроде Уинтона Келли, и привлекала обширную «белую» аудиторию, воспитанную на классической музыке. В 1954 году консервативная Америка признала Брубека одним из наиболее значительных представителей джазовой культуры, а портрет музыканта был помещен на обложку журнала Time. Он стал первым из джазменов, кто удостоился такой чести. А настоящая популярность к Дэйву Брубеку пришла в середине 50-х годов, с момента создания им оркестра, получившего название «The Dave Brubeck Quartet», куда вошел блистательный альт-саксофонист Пол Дезмонд (Paul Desmond). Именно Дезмонд сочинил знаменитую пьесу «Take Five», ставшую визитной карточкой квартета Дэйва Брубека. Саксофонист придумал эту необычную композицию в размере пять четвертей, основываясь на ритмическом рисунке барабанщика группы Джо Морелло. Пьеса вошла в альбом «Time Out» записанный летом 1959 года и выпущенный на виниле фирмой Columbia Records. В записи участвовали: Дейв Брубек (фортепиано), Пол Десмонд (альт-саксофон), Джо Морелло (ударные), Джин Райт (контрабас). Особый блеск игре квартета придавало идеальное взаимопонимание Пола Дезмонда и Дэйва Брубека. Внешне манеры игры обоих музыкантов выглядели чуть ли не полностью противоположными, но именно их контраст и создавал фирменное звучание ансамбля. Бравурный, увлекающийся головокружительно сложными музыкальными фразами Дэйв и лаконичный, не допускающий ни одной лишней ноты Пол прекрасно дополняли друг друга. Как писал по этому поводу историк джаза Джеймс Коллиер: «В своих лучших работах Брубек и Дезмонд часто одновременно вели связанные между собой линии — иногда параллельные, иногда контрастирующие, иногда это напоминало диалог». Альбом «Time Out» состоит из семи композиций, самыми популярными из которых стали «Тake Five», выпущенная отдельным синглом и «Blue Rondo A La Turk». Все треки с этого альбома звучали достаточно новаторски для своего времени, и это впечатление свежего и насыщенного звучания чувствуется даже сегодня. Надо отметить, что сингл «Тake Five» разошелся в количестве более одного миллиона экземпляров, что стало рекордом для пластинки джазового исполнителя. Дэйв Брубек распустил классический состав «The Dave Brubeck Quartet» в 1967 году. Устав от бесконечных гастролей, и обремененный большой семьей (у него подрастало шестеро детей), музыкант решил уделять больше времени дому и композиторской деятельности. Но уже через год Брубек отправился в лондонское турне, основав новый квартет с баритон-саксофонистом Джерри Маллиганом. С тех пор, на протяжении всей своей долгой жизни, Дэйв Брубек не мыслил своей жизни вне сцены, выступая как сольно, так и в сопровождении джазовых и симфонических коллективов. Помимо «Time Out», Дэйв Брубек записал еще ряд интересных альбомов, среди которых «Time Further Out», «Carnegie Hall Concert» и «Gone With The Wind». А свое творческое кредо маэстро формулировал так: «Современная музыка должна быть продолжением вас самих. И должна вам нравиться— вот что самое главное. Если она нравится и другим — еще лучше, тогда это уже коммуникация, общение. Очень важно делиться с кем-то своими чувствами, сильными эмоциями. Ненавистью, гневом, но еще лучше — любовью. Лишь бы вы что-то сильно чувствовали, и если вы артист, это всегда удается так или иначе передать. Одним нравится веселье, другим грусть, но в любом случае мы имеем дело с человеческими эмоциями. Их-то художник и должен выражать, будь он живописец, писатель или музыкант».
Time Out
This entry was posted in Весь этот джаз and tagged Dave Brubeck, Paul Desmond, Take Five, The Dave Brubeck Quartet, Time Out, Брубек, Пол Дезмонд. Bookmark the permalink.