Камешки от «Стены»

  Тридцать три года назад (30 ноября 1979 года) вышел двойной альбом группы Pink Floyd «The Wall». Отношение к этому амбициозному рок-проекту до сих пор неоднозначное. Некоторые поклонники превозносят «The Wall» до небес, считая запись одной из вершин творчества Флойдов, а последующее сценическое шоу с одноименным названием — грандиозным событием мирового антивоенно – политического масштаба. Другие упрекают Роджера Уотерса (бас-гитариста и одного из лидеров группы) в перетягивании одеяла на себя. Дескать, благодаря своим неуемным, эгоистическим амбициям, Уотерс превратил альбом «The Wall» в свой собственный сольный проект, перегруженный остро-социальной тематикой. Бас-гитариста обвиняют и в том, что он задвинул в сторону Рика Райта, чьи синтезаторы, еще со времен альбома «The Dark Side Of The Moon» обеспечивали узнаваемое, фирменное звучание Pink Floyd. Ведь именно после записи «Стены», клавишник попросился в отставку, что стало еще одной трещиной, приведшей к распаду коллектива. Как ни странно, но именно финансовые проблемы группы, возникшие из-за махинаций их бывшего менеджера, и практически поставившие музыкантов перед возможностью банкротства, были той веской причиной, которая вынудила участников коллектива,  хоть как-то, продолжать работу в условиях крайней нервозности и постоянных ссор.

Группа Pink Floyd в 1980 году, фрагмент из шоу "The Wall". Слева-направо: Ричард Райт (клавишные), Роджер Уотерс (вокал, бас-гитара), Дэвид Гилмор (вокал, гитара), Ник Мэйсон (ударные)

 Благодаря давлению Уотерса, авторское участие лидер-гитариста Дэвида Гилмора в работе над альбомом, было сведено к минимуму. Из 26 композиций, вошедших в двух-пластиночный формат, только в трех (!) из них – присутствует творческая инициатива Гилмора («Young Lust», «Comfortably Numb» и «Run Like Hell»). Но даже и в этих немногих вещах, соавторство было поделено со стариной Роджером. Поэтому так мало в альбоме «The Wall» настоящего, «флойдовского» саунда: продолжительных тягучих соло Гилмора и атмосферных наслоений синтезатора Ричарда Райта. Как и следовало ожидать, именно программа «The Wall», спустя много лет , стала визитной карточкой Роджера Уотерса, с которой он успешно гастролирует по всему миру. Только ему задают вопросы об этом проекте в интервью, что, конечно, справедливо. Но, как важно бывает услышать и комментарии других участников событий! Вот, что рассказывает о работе над альбомом «Стена», барабанщик группы Pink Floyd – Ник Мейсон, на страницах своей автобиографической книги «Inside Out: A Personal History Of Pink Floyd». Ниже я поместил небольшие отрывки из главы «Writing on the Wall», взятые отсюда:

 «Хотя демо «Стены» позже подверглось крупным преобразованиями, и фактически Роджер закончил запись целого произведения во Франции, оно было достаточно ярким и содержало довольно понятную концепцию — частично в схематичном виде, но большая часть была относительно хорошо изложена в деталях. Мы понимали, что в нем больше потенциала, чем просто в альбоме. <…> Уровень вклада каждого из участников группы стал яблоком раздора. Возможно, законченность демонстрационного материала Роджера затрудняла работу Дэвида и Рика. Но Дэвид позже чувствовал, что его музыкальный вклад, особенно в «Run Like Hell» и «Comfortably Numb», не был справедливо признан. Этот назревающий вулкан разногласий еще не проснулся, когда мы начали делать наброски некоторых треков «The Wall» в студии “Britannia Row” осенью 1978 г. <…> Мне до сих пор трудно реально осветить события тех лет. Роджер все еще был моим самым близким другом, и мы все еще могли наслаждаться нашим с ним общением. Но наши отношения становились все более и более натянутыми, так как Роджер изо всех сил пытался изменить то, что якобы называлось демократической политикой группы, и стать группой с одним лидером. <…>

  После того, как запись была завершена, работа была передана в Лос-Анджелес для сведения материала. Оркестровая обработка была подготовлена и проведена композитором и аранжировщиком Майклом Кэйменом (Michael Kamen), которого пригласил Боб Эзрин. Майкл сделал запись аранжировки в студии CBS, в Нью Йорке, встречаясь с группой только в конце сессий. <…> На автостоянке около продюсерского центра в Лос-Анджелесе, где происходило микширование, были записаны различные эффекты, включая визг шин для «Run Like Hell». Здесь принял участие Фил Тэйлор (Phil Taylor), он разъезжал с Роджером на фургоне Ford LTD вокруг автостоянки, визжа колесами на полную катушку. <…> Тем временем в «Britannia Row» Ник Гриффитс (Nick Griffiths) продолжал работать над длинным списком других естественных шумов, которые его попросили собрать, начиная от штата студии, скандирующих «Tear down the wall!», заканчивая звуками разбивающейся вагонетки, загруженной посудой. Для одного звукового эффекта Ник путешествовал по всей стране, чтобы сделать запись рушащихся зданий. Он был разочарован тем, что компании, производящие подрывы зданий, были настолько профессиональны, что рушили огромные здания при помощи небольшого количества взрывчатого вещества, помещая его в слабые места стен, и в действительности не было большого шума, подходящего для записи. <…> 

 Шоу репетировали более основательно, чем в прежние времена, также мы были очень хорошо оснащены в техническом плане. Таким образом, это было предпосылкой тех турне, которые позже организовывали мы с Дэвидом, и сольных работ Роджера. Мы также поняли, что правильная структура шоу помогла нам пережить любой из «плохих» вечеров. <…> Успех шоу позволял получать большое удовольствие от игры, но его недостатком была невозможность импровизировать или менять музыку, что начинало немного надоедать. <…>  За четыре ночи в Earls Court в июне 1981 г. шоу было полностью отточено. Однако они также стали последними выступлениями, когда Роджер, Дэвид, Рик и я играли вместе. В процессе подготовки к шоу отношения в группе стали еще хуже, чем в процессе записи. Самый яркий признак того был виден за кулисами Earls Court, где каждый член группы имел отдельную комнату. Роджер и Рик все больше отгораживались друг от друга… Я думаю, мы даже устраивали вечеринки после шоу, на которые старались друг друга не приглашать».

This entry was posted in Музыка and tagged , , , , , , , , . Bookmark the permalink.