В 1986 году на площади перед парижским Пале Роялем (Palais Royal) появилось множество невысоких колонн, расписанных черными и белыми вертикальными полосками одинаковой ширины. Весь внутренний двор старинного королевского дворца стал напоминать сюрреалистическую лесную просеку, на которой методично и аккуратно спилили все деревья, оставив только полосатые пеньки разного размера. Автором этой необычной инсталляции, занявшей около 3000 квадратных метров, выступил французский художник-концептуалист Даниэль Бюрен (Daniel Buren). Он уже не был новичком в искусстве пространственных композиций, и с начала 60-х годов активно преображал городские улицы и выставочные залы своими узнаваемыми геометрически-бесстрастными работами. «Фирменным знаком» этого художника, проходящим через многие его полотна, панели и скульптурные инсталляции, как раз и служат повторяющиеся цветные полосы, одна из которых непременно белая. Свою композицию перед дворцом Бюрен назвал «Два плато». Местные жители и заезжие туристы, полюбили фотографироваться на фоне этих «пенечков», окрестив их «Колоннами Бюрена». Поначалу, вид этого абстрактного сада приводил поборников чистоты классического искусства в трепет и негодование. Но понемногу все успокоились, и оставили колонны в покое, в качестве еще одной парижской достопримечательности. Вспомним, что французы всегда были пионерами в вопросах кардинальной смены имиджа своей столицы. Ведь еще в конце ХIХ века многие были шокированы ажурной башней инженера Александра Г. Эйффеля, возведенной к всемирной выставке, которая так «уродовала» образ центра города. В ХХ веке скептически морщились, лицезрея «неуместную» пирамиду из стекла возле Лувра. К концу восьмидесятых годов, дошла очередь отвергать полосатые столбики Бюрена. Надо сказать, что проект художника вызвал серьезные дискуссии в обществе, многие возмущались композицией, задаваясь вопросом: допустимо ли присутствие современного искусства в историческом антураже. Но в это же самое время Даниэль Бюрен представлял Францию на биеннале в Венеции, где выиграл «Золотого льва».
Даниэль Бюрен родился 25 марта 1938 года в городе Булонь-Бийанкур. В 1960 году он получил художественное образование в Париже, закончив Ecole Nationale Supérieure des Métiers d’Art. В чем же творческое кредо этого художника? Сам Бюрен еще в 1969 году опубликовал декларацию, в которой отрекся от создания «сочинённых» картин. И демонстрируя полную свободу от традиции, принялся рисовать полосы равной ширины, чередуя всего лишь несколько цветов. Решив принять участие в обзорной выставке в музее Соломона Гугенхейма, Бюрен придумал план развески двух своих полотен, одно из которых, примерно 20 х 9 метров должно было висеть в центральной части холла, а второе — над 88-й улицей. Идея состояла в том, что, спускаясь по спирали пандуса музея, зритель видел висящее внутри полотно с разных сторон — как трехмерную конструкцию, меняющую функцию самого музея. Смысл своей деятельности художник видит в НЕнавязывании, НЕпостроении, НЕрешении того, как организовать внутренний порядок произведения. На этой позиции Бюрен пытался удержаться в течение всех восьмидесятых годов, когда его творчество часто обвиняли в том, что оно становится всего лишь знаком, пустой манерой радикального поведения. Многие зрители считают работы Даниэля Бюрена скучными, банальными, отказывают ему в праве называться художником, но я с ними не соглашусь. Ведь проекты Даниеля Бюрена, как бы декоративны они ни были, по-прежнему требуют от зрителя размышлений о том, как зависит произведение искусства от своего размещения в пространстве, и как сам зритель участвует в построении этого визуального феномена.