Проблемы архитектурного образования

  Архитектура, в отличии от многих других творческих профессий, имеет особую значимость для жизни всего общества в целом, и каждого человека в частности, в силу своей долговечности и практической функциональности. Сложно найти другую сферу искусства, которая требует применения столь же обширных интеллектуальных и инженерных знаний, в сочетании с художественно-ремесленными навыками, какие требуются для архитектора. Основатель и ректор архитектурной школы МАРШ, которая предлагает магистерскую программу для архитекторов на базе London Metropolitan University, профессор Евгений Викторович Асс, размышляет о современном образовании и задачах будущих зодчих. Вот выдержки из его интервью корреспонденту Асе Чачко, опубликованном в журнале Большой город: «…мы хотим уйти от абстрактно-изобразительного подхода в проектировании, на котором строится российское архитектурное образование. Мы исходим из того, что архитектура — это не то, или не только то, что мы видим, но то, что мы переживаем или проживаем. То, что мы осязаем, чувствуем всем телом и разумом. Поэтому для нас крайне важно не изображение архитектуры, а ее материальность, ее физические параметры, и мы, соответственно, будем воспитывать у студентов обостренное чувство восприятия реальности. С другой стороны, мы убеждены, что архитектура — это процесс долгого и довольно мучительного размышления над тем, что нужно делать, почему и зачем. И только потом — как. Архитектор не только рисует фасады, он решает проблемы пространственного устройства жизни и ее материального оформления. Эта работа требует особой чувствительности и умения думать. Архитектура в равной степени должна быть деятельностью интеллектуальной, философической и художественной.

…архитектура — это всеобщее дело по организации этого мира. Архитектору делегированы важные полномочия, но общество должно понимать, что это его тоже касается. А когда люди говорят: «Я этого не понимаю», это означает, что они уклоняются от ответственности перед сотворением мира, в котором они живут.

  Архитектура очень замкнутая, закрытая профессия, архитекторы считают себя обладателями исключительного знания, полагают, что их экспертиза и есть последняя и окончательная. И это, конечно, очень опасно: мой опыт говорит, что из 100 выпускников архитектурного института, может быть, найдется лишь 10 таких, кто действительно имеет право заниматься архитектурой. Остальные просто пользуются дипломом и делают бог знает что. Но в той же мере, в какой архитекторы должны сделать шаг в сторону просвещенного общества, так и просвещенное общество должно обратиться к архитектуре, найти способы диалога, способы взаимодействия и взаимопонимания. Потому что мы строим этот мир все вместе, это наше общее дело. Именно поэтому в нашу школу я хочу приглашать художников и режиссеров, писателей и философов — чтобы мы все обсуждали вместе. Но странное дело, когда я приглашаю философа, он говорит: я же ничего в архитектуре не понимаю. То же говорят писатель и кинорежиссер. Но кто же тогда понимает? Неужели вы думаете, что вот эти неудачливые выпускники архитектурных факультетов с тройками в дипломах понимают больше вас? А ведь они будут строить мир, в котором вам придется жить».

This entry was posted in Архитектура and tagged , , , , . Bookmark the permalink.