Фотоувеличение

К столетию со дня рождения Микеланджело Антониони

   Мне не пришлось долго выбирать картину, которая в наиболее ёмкой и поэтичной форме передает сущность творческого метода Антониони. Впервые я увидел этот фильм около двадцати лет назад, и если не ошибаюсь, знакомство с работами итальянского режиссера началось именно с этого просмотра. Свой кинематографический шедевр «Фотоувеличение» (в оригинале «Blow-Up») Микеланджело Антониони снял в 1966 году в Великобритании. Это была его первая лента за пределами родины, снятая для студии Metro-Goldwyn-Mayer, и первая англоязычная работа мастера. В следующем, 1967  году, фильм получил главную награду Каннского кинофестиваля, и с тех пор считается одним из самых успешных в карьере режиссера.

   В чем же суть этого загадочного фильма? Для более точного понимания нужно вспомнить время и место происходящих событий. Итак: Лондон, 1966 год. В это время европейская молодежь находится под воздействием бурных перемен, происходящих в обществе. Среди них: сексуальная революция, подъем послевоенной экономики, предоставивший среднему и малоимущему классам новые материальные блага и возможности, кризис традиционных пуританских устоев, и конечно же расцвет рок-н-ролльной культуры. Студенческая и творческая среда тоже не остались в стороне: одни активно включилась в борьбу за мир, другие ищут выход в наркотиках, восточной философии и экзистенциализме. Многие вышеописанные реалии получили явственное отражение в картине Антониони. В это самое время в Париже проживал и аргентинский писатель Хулио Кортасар, испытавший на себе все прелести и сомнения этих интеллектуальных поисков. Его новелла «Слюни дьявола» легла в основу сценария фильма «Фотоувеличение». Одной, внешней стороной картины служит псевдодетективный сюжет, а другой, более важной её сутью – является тема одиночества и некоммуникабельности людей в современном обществе, тотальной неспособности понять себя и других. Эти две темы развиты до уровня философской проблемы относительности человеческого знания вообще. По-моему, в этом «Фотоувеличение» перекликается с фильмом Андрея Звягинцева «Возвращение». Прослеживается такая же неторопливая, почти лишенная звукового сопровождения канва повествования, с нарочито загадочной фабулой, не обещающей каких-либо разгадок в финале. Еще одной общей точкой соприкосновения этих картин служит форма подачи: притча о непознаваемости мира человеком, об отсутствии объективных критериев вымысла и реальности.

  Главный герой фильма Антониони, молодой преуспевающий фотограф Томас ведет рассеянный образ жизни. Он рассекает по Лондону на своем «роллс-ройсе» с открытым верхом, фотографирует манекенщиц и моделей, и довольно беспечно проводит время в среде богемной молодежи. Тем не менее, он стремится проникнуть в самую суть окружающей действительности, ведь мир тщеславной суеты и гламура так нелеп и непостоянен. С этой целью Томас не брезгует переночевать в ночлежке, чтобы запечатлеть на своих снимках образы стариков и бродяг, ищет ответы в окружающей природе, уличных сценках. Мир без прикрас, по его мнению, должен открыть ему подлинную правду. Однажды фотограф делает серию снимков в парке Мэрион, на которых запечатлена целующаяся пара. Проявив пленку в своей лаборатории, он обнаружил, что на фотографии проявилось нечто странное: cреди кустов смутно проступил силуэт лежащего ничком человека. Томас сделал увеличенные изображения с этого кадра, и пришел к выводу, что на этом снимке невольно запечатлен момент преступления. Томас приезжает ночью в парк и видит на траве неподвижное тело пожилого джентельмена. Но вернувшись днем, с фотокамерой, он не находит никаких следов происшедшего. Сомнения неотступно преследуют его. А после таинственного похищения всех негативов и отпечатков из его студии, фотограф понимает, что истина вообще скрыта от наблюдателя, и граница между мнимым и подлинным, объективным и кажущимся очень зыбка и эфемерна.

Роль Томаса исполнил английский актер Дэвид Хеммингс. Поколение нынешних зрителей может узнать его в роли глашатая Кассиуса в блокбастере Ридли Скотта «Гладиатор». А в главной женской роли снялась молодая Ванесса Редгрейв. Меломанам также будет интересно увидеть эпизод с выступлением группы «Yardbirds» в лондонском клубе. На мгновения появляются лица юного Джимми Пейджа (создателя Led Zeppelin) и гитариста-виртуоза Джеффа Бека. Последний одухотворенно разнес свою гитару об усилитель Vox, а фотограф Томас бродил по ночному городу с грифом от нее. Что касается музыкального фонового сопровождения — в этом фильме его практически нет. Несмотря на то, что джазовый пианист Хэрби Хэнкок значится в титрах как композитор, его музыка звучит только несколько минут за два часа экранного времени. Но все это восполняется удивительными звуками природы, гулом улиц, выразительным шумом листвы. Конечный эпизод фильма очень метафоричен: молодые люди, наряженные клоунами, или актерами пантомимы – молча играют в теннис, без мяча и ракеток. Слышен только легкий, упругий звук ударов отскакиваемого от поверхности корта теннисного мячика, которого не существует…

This entry was posted in Кино and tagged , , , , . Bookmark the permalink.