Неудачи – как генератор успеха

«Творческая кухня» − так называется новый раздел в моем блоге. Эту рубрику хочу открыть темой, касающейся всех людей, занимающихся творческой деятельностью. К феномену неудачи принято относиться, как к неизбежному злу: с досадой, например. Мне иногда приходится отвечать на вопросы, что я делаю с неудавшимися картинами, графическими листами и т. п. Однозначно ответить не могу, ибо некоторые вещи соскабливаю с холста или стираю тряпочкой, смоченной растворителем. Потом пишу поверх. В редких случаях даже стараюсь получившийся ляп как-то обыграть художественными средствами. Получается из этого что либо путное, или нет − это второй вопрос. Но привычка такая есть. Вспоминаю один похожий пример из жизни Константина Коровина. Однажды он работал над театральной декорацией, а время поджимало, близилась премьера. И уставший художник прикорнул прямо на рабочем месте. И вот незадача! Во сне он опрокинул банку с краской, прямо на почти готовый занавес, который расписывал. А времени исправить уже не было − вечером спектакль! Взял кисть, размазал краску − получилось что-то похожее на цветочные кусты. Дорисовал сверху розы, как будто так и было задумано − авось пронесет! И что в результате? Публике декорации понравились, а уж критики их особенно похвалили за новизну и смелость творческой подачи. Думаю, у многих художников есть примеры подобной смекалки. Еще Иосиф Бродский отметил это в своем стихотворении: «Случайное, являясь неизбежным, приносит пользу всякому труду».

Мне приходится много экспериментировать с художественными материалами в коллажах, поэтому ошибки случаются постоянно. Самое главное − уметь извлечь из них выгоду для себя лично, и не наступать на одни и те же грабли дважды. Зато те необычные визуальные и фактурные эффекты, которые удаются − вознаграждают сполна. С графикой чуть сложнее, ее трудно исправить. Наброски не выбрасываю, складываю в папку, это довольно часто помогает в дальнейшей работе. А неудачные листы оставляю специально, для немого укора, чтобы в дальнейшем не повторять ошибок. Но в принципе, едва ли стоит бояться неудач. Вот что пишет об этом культуролог Кевин Келли: «Не получившийся эксперимент может быть почти столь же познавательным, сколь и удачный. Неудач не следует избегать, напротив − их стоит культивировать. И это наставление из мира науки оказывается полезным не только в лабораторных исследованиях, но и в дизайне, спорте, технике, искусстве, бизнесе и даже в повседневной жизни. Опытный графический дизайнер генерирует множество идей, зная, что большинство из них будет отброшено. То же относится в равной степени к любому − архитектору, электротехнику, скульптору, специалисту по стартапам, микробиологу. Стремясь к успеху, вы должны быть готовы учиться на веренице ошибок. Более того, вы должны осторожно, но сознательно подталкивать ваши удачные исследования или достижения до того момента, когда все начнет ломаться, валиться, стопориться, рушиться и срываться».

Цитата взята из статьи, опубликованной в журнале «Esquire» в 2011 году.
This entry was posted in Творческая кухня and tagged , , , , , , , , . Bookmark the permalink.