Смотрю ли я отечественное кино? Смотрю, конечно. В основном – фильмы советского периода, гораздо реже – новое российское кино. Перестроечное кино совсем не смотрю — у меня на него рвотный рефлекс. Что интересно: и сейчас и раньше снимали много чепухи, но если в эпоху цензуры и худсоветов это было обусловлено идеологической программой воспитания, ныне вызвано расчетливым желанием срубить бабла. В наше время режиссер, а ныне и продюсер, вынуждены клепать заведомую коммерческую фигню, оправдываясь тем, что заработанные деньги пойдут на производство «выстраданного авторского проекта», который порвет всех и вся, завоюет Канны, Венецию и Берлин, а заодно заставит Голливуд тревожно озираться и трепетать. Парадокс таких деятелей в том, что никогда они ничего путного не снимут, а будут плавно скользить по накатанной конформистской колее, и вполне себе благоденствовать. Потому что дело не в отсутствии денег, как может показаться, а во вторичности творческого сознания. Вот и приходится подражать массовому американскому кино, поражая зрителей скудостью сценарной идеи и убожеством визуальных спецэффектов. Спрашивается, зачем Федору Бондарчуку браться за масштабный двухсерийный блокбастер, если средств выделено, как на средний боевичок? Зато денег сэкономили, говорите? Это заметно, что сэкономили. «Обитаемый остров» – тому яркий пример. Михалков, пытаясь угнаться за спилберговским шедевром про поиски капитана Гранта рядового Райана, родил гору, на поверку оказавшуюся если не посмешищем, то горьким недоразумением. Ничуть ни смутившись кассового провала, гениальный Никита Сергеевич обозвал свое творение «артхаусом» и гордо принялся за экранизацию Ивана Бунина, что в принципе правильно. Эпические картины не каждому дано снимать, это и в Голливуде понимают. А Михалков все же мастер камерных картин: «Родни», «Ста дней из жизни Обломова». Так что фильм по бунинским дневникам у него должен получится…
То, что наш кинематограф в кризисе, я знаю. Он всегда в кризисе. Но если в кинотеатрах билет на российский фильм стоит ровно столько же, сколько на западный, у меня и требования к качеству кинопродукции одинаковые. Сейчас во всем мире пошла идиотская тенденция делать римейки на старые, полюбившиеся фильмы. Ничего более пошлого и поверхностного, чем новые российские переделки потрясающих комедий Рязанова, Гайдая, и др. я представить не могу. Даже откровенный треш с участием деятелей из Comedy Club смотрится не в пример достойнее. И уж по крайней мере, честнее. Впрочем, если особо не обольщаться, некоторые недавние опусы отечественных кинематографистов я посмотрел с удовольствием. Например: фильм «Шпион» по повести Бориса Акунина понравился, «Возвращение» Звягинцева (этот правда, давно вышел, но запомнился), «Дирижер» Павла Лунгина. А какой фильм совершенно не понравился? Наверное, «Возвращение мушкетеров» Юнгвальд-Хилькевича. Редкостное убожество. Просто убил наповал. О таких поделках можно только сокрушаться словами Груздева из всеми любимого говорухинского сериала: «Какая чудовищная провокация!» Впрочем, эта фраза точно характеризует общую ситуацию в нашем современном кинематографе. К сожалению.