Демократизация культуры: проблемы и выводы

     Современному художнику нужно продаваться. В самом буквальном смысле. А как иначе, прикажете, измерить востребованность творческого индивидуума, как не через призму коммерции? Опираясь на невнятные обещания декларативного характера? Хотя и не существует однозначного мнения – можно ли считать автора состоявшимся, если его не покупают, – в утвердительном ответе на это вопрос уже заложена какая-то виноватая интонация. Или скорее задумчивость: а так ли это на самом деле? Некоторые приводят примеры писателей, живописцев, ставших знаменитыми и успешными уже после смерти. Согласен, странная фраза: успешен после смерти… Но несмотря на всю пошлость этого утверждения, фраза эта адекватно отражает положение вещей именно в сфере творчества. Постоянно поминают бедного Ван Гога, как будто он персонально виноват перед потомками, что оккупировал своими лотами международные аукционы, а среди маргинальной богемы посеял ложную надежду на посмертное воздаяние. Недаром еще современник Винсента, затворник Поль Сезанн, предчувствуя грядущее засилье дилетантов в искусстве, все призывал из своего Прованса к массовому сокращению поголовья творческих личностей, желательно насильственными мерами. Но к призывам старика поздно прислушались. Славный XX век приобщил толпы энтузиастов к радостям творческого самовыражения, подарил адептам слепую надежду сопричастности вечных ценностей, заворожил самой возможностью личного бессмертия. Ведь как получается – любой банальной профессии необходимо учиться, иногда годами. Но, по некоей удивительной логике, чтобы быть художником, в контексте современного искусства (а другого контекста не бывает!), – достаточно просто им себя считать. Или, как можно чаще заявлять о себе в этом качестве. Отсюда и засилье дилетантов в художественной среде, с разной степенью активности конкурирующих с горстками подлинных мастеров и новаторов. Понятно, что в этих условиях, помимо творческой деятельности, этому самому «настоящему художнику» необходимо себя постоянно как-то продвигать, пиарить и вообще дергаться и витийствовать. И не только в реальных выставочных пространствах, но и в интернете, который пользуется все большей популярностью у пользователей. Некоторые искусствоведы и галеристы (М. Гельман) уже сейчас высказывают предположение, что интернет-сайты постепенно вытеснят из бизнеса традиционные галереи. Действительно, при всеобщей глобализации и стремительности жизни в современном мире, сетевые арт-проекты имеют хорошие перспективы для раскрутки молодых авторов, даже при всех своих минусах. Отношения практикующих художников к коммерческим интернет-галереям непростые, начиная от полного неприятия, с ноткой презрительного пренебрежения, до восторженных. Наш, в зубах завязший демократизм, играет злую шутку с художественным сообществом, заставляя вариться в одном котле и подлинных мастеров и любителей всех мастей и разрядов. Такую вакханалию сложно было бы представить во времена, когда художники объединялись в цеховые артели, по сути являясь замкнутым сословием, со своими уставами и правилами. Вот как описывает нынешнюю ситуацию Роман Максишко, в статье «Помойка современного российского арт-рынка», опубликованную на собственном блоге. Вот цитата: «Зайдите для начала на любую арт-тусовку в интернете и почитайте комменты самих художников, которые там выставляются, или их соображения на форумах. В основном это сборища лузеров, хотя и основательно подкованных в области теории: любят лесть и похвалы, огрызаются при критике, бьются до усеру за повышение своего рейтинга. А что еще делать, если у нас каждая кухарка может стать художником. Они ни настоящего искусства не делают, ни успеха на базаре не имеют. Помойка и есть. Особенно забавно взять какую-нибудь поистине слабую работу и начать ее аргументированно расчленять. Что тут начинается! Мама не горюй! Набрасываются всей сворой и норовят побольнее укусить обидчика, не принявшего и не понявшего их гения». Полностью статью можно почитать здесь.

    Массовость в культуре, особенно при отсутствии внятных критериев аутентичности креативных поисков, утере основ грамотной искусствоведческой оценки, привела к расцвету художественной графомании, постепенно смешивая в одну кучу правых и виноватых — особенно в глазах ценителей и заказчиков. Соответственно, данная проблема отражается и на коммерческой деятельности профессиональных художников. Арт-рынок становится все менее прогнозируемым. Впрочем, именно российский арт-рынок всегда отличался стихийностью, в отличии от четко структурированного западного. Но и здесь есть исторически обоснованные причины: длительная оторванность от естественного развития мирового искусства, слабая заинтересованность иностранных арт-дилеров в наших художественных трендах, и практическая неизвестность их на западе. По этим причинам сейчас невозможно выстроить убедительную и надежную схему, которая позволит начинающему художнику преуспеть на творческом поприще. И на мой взгляд, нет особых причин надеяться, что в ближайшие годы мировой художественный рынок выйдет из той стагнации, в которой оказался.

This entry was posted in Бизнес, Деньги and tagged , , , , , , , , . Bookmark the permalink.