Мои любимые джазовые альбомы

    Ранее я опубликовал один пост посвященный джазу для начинающих. По настойчивой просьбе моих друзей, продолжу эту тему. Приобщение к джазовому наследию не всем дается легко, но само это желание весьма похвально. Где-то я видел статистику, в которой утверждается, что джаз в современном мире слушают не более пяти процентов от общего числа меломанов. И я полностью согласен с этими выводами. Сам я до тридцати лет джаз собственно и не слушал, отдавая предпочтение року во всех его проявлениях: и классическому 60-70 годов, и авангардному року, вроде King Crimson, и гранджу, и блюз-року, и харду с заносами в heavy и trash. Еще немного слушал нью-эйдж и фламенко. Джаз мне казался областью совершенно немыслимой и непонятной. Даже представить себе не мог, что импровизационная музыка может иметь такое количество направлений, стилей и разновидностей, не уступающим року. По сути, каждый отдельно взятый джазмен – это уже стиль. И любому крупному музыканту присуща своя манера звукоизвлечения, отвечающая его темпераменту и интеллекту.

    А знакомство мое с этой темой произошло почти случайно. Однажды поздним декабрьским вечером я зашел в музыкальный магазин «Пурпурный легион», чтобы пополнить свою коллекцию компакт-дисков чем-нибудь новеньким. В тот период я увлекался блюзовой гитарой: Стиви Рей Воном, Роем Бьюкененом, и т. п. Забрел в отдел джаза, который соседствовал с блюзовым, и на глаза попался какой-то диск Mahavishnu Orchestra Джона Маклафлина. Маклафлина я уже ранее слышал в сотрудничестве с Пако Де Лусия и Элом Ди Меолой. Ну и спросил консультанта (дядечку лет пятидесяти) кого он посоветует из джазовых гитаристов. Просто стало интересно, как звучит электрогитара в джазе. Надо отметить, что консультанты в «Легионе» всегда знатоки своего дела, не чета несмышленышам в сетевых гипермаркетах. В общем, поговорили немного, и в этот вечер я впервые приобрел несколько альбомов джаз-рока и стиля фьюжн.

Jim Hall Concierto (1975) C этого альбома и началось увлечение джазом...

  Первый альбом, с которого я начал свое знакомство с удивительным миром джазовой музыки, был Concierto гитариста Джима Холла. Красивый, мастерский и затягивающий — так можно охарактеризовать этот диск. На нем я впервые услышал вдохновенную трубу великого Чета Бейкера, альт-саксофон Пола Дезмонда, математически выверенные гитарные переборы Холла. Это был джаз в исполнении белых музыкантов, и вскоре я начал интересоваться не только гитарой, но и духовыми. Саксофоны и трубы звучали очень здОрово! А джаз черных инструменталистов был еще круче. Сначала я выбирал общепризнанные классические записи: Джона Колтрейна, Майлза Дэвиса, Оскара Питерсона, Дюка Эллингтона, Чарли Паркера, Ли Моргана, Диззи Гиллеспи. Постепеннно, по мере того, как накапливался мой слушательский опыт, я начинал лучше чувствовать это звуковое пространство. А ведь сначала альт-саксофон от тенор-саксофона не мог отличить! И тут мне открылись две вещи. Во-первых: в джазе не нужно ориентироваться на прописные истины, какой альбом самый главный и все такое. Это сугубо индивидуально: то, что ближе, лучше отзывается в душе и есть самое правильное. В джазе каждый может найти музыку для себя лично, для своего внутреннего мира, и это не обязательно будет какой-то известный исполнитель.

Кубинский пианист Chucho Valdes

    Например, мой любимый пианист – кубинец Chucho Valdes.  А во-вторых, чтобы проникнуться джазовой музыкой — необходимо вслушаться. С одного раза редко что понятно. Альбом нужно ставить на проигрыватель несколько раз, но не сразу, а спустя какое-то время. В отдельных случаях исполнитель может совсем не понравится, что  тоже нормально. Просто – это не ваш джаз. И еще импровизационная музыка слишком многолика и переменчива. Мне вот не по душе такой фри-джаз, как у Орнетта Коулмена. Ну и что? Проезжаем. Слушаем другие направления. Спустя несколько лет я определил, чтО именно мне ближе из огромного мира джазовой музыки. Оказалось, я почти равнодушен к большим оркестрам эпохи диксиленда, а би-боп в целом – для меня слишком быстр, хотя Диззи Гиллеспи воспринимаю с удовольствием. А вот «прохладный» джаз, так называемый стиль cool, модальный джаз, идущий от идей Майлза Дэвиса, модерн-джаз, фьюжн, джаз-рок — мне подходят. То есть, мой период джаза – это то, что вытворяли маленькие оркестры из четырех-семи человек с конца 1958 года по семидесятые.

    На вопрос по поводу моих наиболее любимых релизов не так просто ответить. Из всего вышеизложенного понятно почему. Ведь в джазе важны: чувство, настроение, интонация, ритм, атмосфера. И совпадение всех этих качеств с настроением слушателя в данный момент. Я думаю, что в разные моменты жизни набор любимых пластинок будет отличаться. Сейчас он примерно такой:

Thelonious Monk – Brilliant Corners (1956)

Dizzie Gillespie / Sonny Rollins / Sonny Stitt – Sonny Side Up (1957)

John Coltrane – Blue Train (1957)

Gerry Mulligan meets Ben Webster (1959)

Art Blakey & The Jazz Messengers – A Night In Tunisia (1960)

Milt Jackson and Wes Montgomery – Bags Meets Wes! (1961)

Cannonball Adderley Sextet – Dizzy’s Business (1962-63)

Chet Baker – Baby Breeze (1964)

Stan Getz & Bill Evans (1964)

Keith Jarrett – The Koln Concert (1975)

Chet Baker – Candy (1985)

Михаил Альперин / Аркадий Шилклопер – Wave Of Sorrow (1989)

Miles Davis – Doo-bop (1992)

Gerry Mulligan with Jane Duboc – Paraiso/Jazz Brazil (1993)

Gerry Mulligan – Dragonfly (1995)

    И еще один совет, касательно прослушивания хорошего джаза: это не та музыка которая подходит для фонового воспроизведения. Джаз – по-настоящему живая среда, сгусток эмоций и уникальный результат коллективного творчества. Если появится возможность сходить на концерт, тем лучше. Услышать хорошее живое исполнение – роскошь и настоящее наслаждение. И если уделить ему час своего драгоценного времени – джаз ответит вам взаимностью.

This entry was posted in Весь этот джаз and tagged , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Bookmark the permalink.