Поговорим о коммерции. Любая из форм деятельности профессионального художника – это, прежде всего предоставление своих услуг на арт-рынке в качестве подрядчика или продавца. Терминология, конечно, скучная, но именно так обстоят дела. С экономической точки зрения живописное полотно, графический лист, панно, скульптура, театральная декорация, настенная роспись – это товар. Точно такой же, как стиральный порошок или йогурт. И этот товар нужно уметь правильно прорекламировать и реализовать. Творец (остающийся таковым в процессе работы) перевоплощается в данном случае в менеджера или торгового агента. К сожалению, неразвитость отечественного художественного рынка вынуждает автора, в большинстве случаев, самому выполнять роль, ему не свойственную. В идеале функцию продавца все-таки целесообразнее передать другому человеку, с более практическими навыками и деловой хваткой, напористому и опытному. Но это в идеале. Агент, (назовем его так), призван совершать сделки по продаже произведений искусства, оформлению и доставке работы заказчику. Он же ведет переговоры о стоимости услуг художника от его имени, получая за это определенный процент от сделки. Профессиональных арт-агентов в современных российских условиях – днем с огнем не найти, и эту не совсем почетную задачу зачастую выполняют жены, подруги и взрослые дети художников. Что, в общем-то, неплохо. Иногда и таких возможностей нет.
Но остановимся на самом распространенном факте деятельности профессионального творца – когда функции переговоров, получения заказа, выполнение творческой (или не очень творческой) работы, оформление и пересылка произведения ложатся на плечи самого художника. Здесь есть множество подводных камней и хитростей, о которых необходимо знать. Самые основные:
- Автор, представляющий самого себя, как правило, подвергается со стороны потенциального заказчика определенному прессингу. Иногда грубому, иногда тонкому и закамуфлированному. Основной целью такого давления является получение максимальной скидки. Пользуясь разного рода психологическими уловками, клиент сбивает цену на готовую работу, старается недоплатить ранее обещанный гонорар, отказывается от выплаты аванса и т. п.
- Художник, являясь по сути индивидуальным предпринимателем, часто юридически не защищен – мало кто из нашей братии заключает договор об оказании услуг за подписями сторон и скрепленный печатью. Выполняя работу по оформлению клуба, ресторана, расписывая стены в частном коттедже, делая эскизы для театра или издательства (если вы, конечно, не состоите в штате организации) – дело почти всегда ограничивается устной договоренностью. Это самая тонкая грань проблемы, в случае возникновения споров. Конкуренция на рынке арт-услуг такова, что художник почти всегда заложник подобных обстоятельств.
- Одним из самых трудных моментов в работе художника – является сам факт получения наличных денег в результате успешно завершенной сделки. Хорошо, если на вернисаже вы продали картину и тут же получили за нее гонорар. Но чаще происходит другое. Работая с галереями, художественными салонами, оплата всегда производится постфактум. И, удивительным образом, происходит следующее – работа продана, а денег за нее нет. Придется еще побегать, и поклянчить свои же кровные. И это при условии, что подобные организации накручивают по 70-100 % сверх вашей цены, ничего, по сути, не делая.
- Художник, мало вникая в тонкости законодательства, кругом перед всеми виноват – это еще одна из причин чувствовать себя ущербным в российских экономических реалиях. Подспудно он понимает, что и налоги, как таковые, он не платит, если конечно не работает в каком либо театре, изостудии, или рекламном агентстве. А много вы знаете свободных художников, заполняющих декларацию о доходах? В основном, при этом вспоминают о членстве в каком-нибудь из множеств эфемерных творческих союзов.
- Случаи продажи работ в другой город или за рубеж нередки, чему немало способствует распространение интернета. Надо помнить, что не все заказчики добросовестно перечисляют деньги за высланную работу. Бывают случаи мошенничеств и со стороны иностранных галерей, при организации якобы “выставок в Париже и Нью-Йорке”, когда отправленные посылкой работы бесследно исчезают. Это не просто халатное отношение, но и часть хорошо организованного преступного бизнеса.
- Обращайте внимание на такой факт, что любой труд художника должен быть вознагражден. Если при продаже произведения вы не обговорили условия его приобретения покупателем, вам могут предъявить разные претензии. Имейте в виду, что разрешение на вывоз работы за границу, оформление живописи в багет, или графики в паспарту и раму со стеклом, пересылка и упаковка, а также страховка произведения – оплачиваются ЗАКАЗЧИКОМ отдельно. Необходимо уточнить эти моменты до выполнения заказа.
- Другой тонкостью работы с потенциальным клиентом является желание последнего получить ваш труд на халяву. Для этого придумано множество приемов оболванивания доверчивого творца. Это и участие в так называемом тендере, когда вам предлагается нарисовать пару эскизов за просто так, и участие в разных конкурсах, которые устраивают ушлые арт-директора крупных фирм. Таким образом, они решают свои производственные задачи, экономя выделенные на это средства – от разработки логотипа и фирменного персонажа, до воровства креативных идей, которые всегда можно выдать руководству за свои разработки.
- При выполнении творческого заказа нелишним бывает уточнить сроки и условия его выполнения, ибо некоторые клиенты оценивают труд художника из каких-то своих прагматичных соображений. При декорировании офиса, фойе, витрины, частного особняка – обращайте внимание на следующие вещи. Материалы для крупноформатных художественно-декоративных работ должны оплачиваться заказчиком отдельно. Или предоставляться исполнителю, причем именно такие, которые ему необходимы. Стоимость материалов в сумму гонорара входить не должна, художнику платят за его мастерство. Иногда бывают неустойки и штрафы со стороны заказчика за срыв сроков выполнения работы, или даже трудовую дисциплину и курение на рабочем месте – этот аспект нужно обговорить заранее, а то ведь совсем можно на бобах остаться.
Это лишь небольшая часть проблем, с которыми приходится сталкиваться профессионалу при общении с клиентами. Могу посоветовать коллегам несколько вещей: возьмите за правило брать 50% предоплату при любом заказе, ибо лучше потерять жадного заказчика, чем работать бесплатно. При пересылке работы в другой город, и невозможности передать произведение лично в руки, соглашайтесь только на 100% предоплату. Потому что случаев обмана художниками покупателей я не знаю, а вот обратных прецедентов достаточно. Уважайте в себе Личность – ценность вашего труда зависит от вас. Что касается ценообразования – это вопрос щекотливый и зависит от многих факторов. Но, учитывая постоянное желание заказчиков скостить цену – закладывайте небольшой процент сверх той суммы, за которую собираетесь продать работу. Никогда не давайте скидку больше 10-15 % от стоимости произведения. Иначе покупатель может подумать, что тот гонорар, который вы назначили, необъективен, а просто-напросто взят из головы. Стоимость работы должна быть обусловлена какими-то принципиальными критериями. И самое главное – по капле выдавливайте из себя маргинала и аутсайдера, которыми часто представляют людей творческих профессий. Мы - такие же классные специалисты в своей области, как какие-нибудь юристы и экономисты, и заслуживаем такого же достойного уровня жизни.
Pingback: Как раскрутить художника? |