Smooth… джаз ли это?

Обложка альбома в cтиле Smooth Jazz. Атмосфера коктейль-вечеринки весьма адекватна этой музыке.

    Бывает, мы слышим в разговоре фразу: “мне нравится любая хорошая музыка, классика, рок, джаз…” Обычно с классикой и роком все более-менее понятно. Другое дело с джазом. При попытке выяснить, что именно собеседник имеет в виду под формулировкой “хорошего джаза”, или каких исполнителей предпочитает, часто говорят пространное: “…да просто красивый, мелодичный джаз, тот, что по радио передают, в машине можно послушать”. В большинстве случаев речь идет о таком явлении, как Smooth Jazz (“мягкий, спокойный” джаз), одном из разновидностей стиля Lounge (“лаунж”). Это та самая музыка, которую нередко можно услышать в холлах отелей, в аэропортах, дорогих супермаркетах, на развлекательных FM-станциях, и которую многие наши современники и воспринимают под джазом.

     Так что же это за направление? Совершим небольшой экскурс в историю… В 40-50 годах XX века, джаз фактически был мейнстрим-направлением в американской эстрадной музыке. Его играли в дансингах, ресторанах, клубах, транслировали по радио. Но на рубеже 50-60 годов рок-н-ролл, а с ним и электрифицированный ритм-энд-блюз, постепенно все более и более завоевывали молодую аудиторию. С одной стороны кризис в джазовом сообществе возник давно – отдельные виртуозы-экспериментаторы уходили в сторону столь сложных импровизационных форм, что обособились в закрытые, “элитарные” ниши. Вдобавок, свежие музыкальные течения привлекали меломанов более мощным драйвом, подкрепленным усилителями, электрогитарами и новыми усовершенствованными клавишными инструментами. Конкурировать с этим вторжением, имея в арсенале архаичные контрабас, саксофон и фортепиано – стало задачей нелегкой.

Майлс Дэвис - великий и ужасный. Именно он стал ключевой фигурой многих революционных преобразований в музыке XX века.

    Но все же часть прогрессивных музыкантов из джазовой тусовки решились на перемены. Этому дополнительно послужило и внутреннее напряжение в среде инструменталистов, желавших открыть себе новые горизонты для творчества. Одним из первых начал внедрять в свою музыку элементы передовых направлений известный новатор и бэнд-лидер Майлз Дэвис, всегда державший нос по ветру. Пригласив к сотрудничеству таких личностей, как: гитарист-виртуоз Джон Маклафлин, клавишников Чика Кориа, Джо Завинула, саксофониста Уэйна Шортера и других – Дэвис записал в конце 60-х несколько этапных альбомов, главные из которых “In A Silent Way” (1969) и “Bitches Brew” (1970). Этот синтез музыки получил в дальнейшем название Fusion (“сплав”) и впоследствии перетек в стиль Jazz Rock. Сам Дэвис, ревнуя к успехам рокеров, даже запретил рекорд-компании ставить пометку jazz на своих пластинках, дабы не прослыть старомодным и не отпугивать тинейджеров в музыкальных магазинах, где альбомы продавались строго по разделам.

Продюсер Куинси Джонс. Этот человек раскрутил Майкла Джексона до уровня суперзвезды.

     В 70-е годы ситуация в шоу-бизнесе еще более усугубилась. Коммерция все активнее внедрялась в искусство, золотая эпоха битников и хиппи с их высокими идеалами, психоделией, нескончаемыми творческими экспериментами уходила. Теперь труднее стало убедить записывающие компании и радиостанции выпускать сложную и авангардную музыку. Да и сама аудитория устала. Ей требовалось что-то более легкое и ритмичное по форме. Наступала эпоха глэм-рока, постепенно упростившегося до панк-рока. На этом фоне творили многие талантливые джазмены новой формации – пианист Хэрби Хэнкок, гитарист Джордж Бэнсон и др. Но их музыка уже не могла быть такой, как в предыдущее десятилетие. Аранжировки стали более поп-ориентированными и выхолощенными, звук приобрел лиричную мягкость. Известный продюсер Куинси Джонс, желая угодить пресыщенной публике, инициировал одну из первых записей того, что впоследствии критики окрестили термином Smooth Jazz. В этом направлении, при всем внешнем сходстве с первоисточником, постепенно утрачивались основные составляющие традиционного джаза. Джем (совместная импровизация) заменялся умелыми аранжировками, имитирующими этот процесс, чаще всего в угоду ритмической составляющей. Синкопирование почти нивелировалось, и поочередные солирования музыкантов тоже исчезли. Остались: эффектная ритмическая основа, довольно богато инструментованная перкуссионными, добавились синтезаторы, бас-гитара и электропиано. Из духовых доминировал саксофон, изредка труба.

Группа 3rd Force - типичные представители стиля Smooth Jazz

   Известно, что подлинный джаз звучит зачастую грубовато, сыро – являясь выражением эмоций и темперамента музыканта. В нем довольно сложная тональная и ритмическая структура, которая не всегда воспринимается легко, как антураж. Таких легендарных джазменов, вроде Чарли Паркера, или Орнетта Коулмена, например, вообще невозможно воспринимать между делом. Энергия их музыки как натянутый нерв, как пожар! К сожалению, в Smooth Jazz почти не осталось души и искренности истинного джазового начала. Несомненно, звучание и аранжировки остались высокопрофессиональными, но весь этот стиль в массе стал напоминать скучный и насквозь рафинированный образчик коммерческого подхода к музыке, хотя и в достаточно изысканной упаковке. Современный Smooth Jazz достаточно моден, ведь походя впитывает в себя все яркие элементы масс-культуры – его еще называют New Urban Jazz или сокращенно Nu-Jazz. Добавив в свой арсенал немного техно-ритмов, электроники, фанка, этнических мотивов - имеем на выходе обновленный и готовый к употреблению суррогат. Он не раздражает и служит удобным фоном в любом месте, где бы ни звучал. Поэтому его так приятно слушать на коктейль-пати, воображая себя утонченным знатоком. Его просто не замечают, ибо его функция именно в этом и состоит – создавать атмосферу джаза, по сути им не являясь. Кстати, для любителей этого направления могу порекомендовать американский звукозаписывающий лейбл Higher Octave Music, который пропагандирует довольно качественную продукцию на стыке электронного New Age и Smooth Jazz. Компакт-диски этой фирмы есть в ассортименте сети магазинов «Пурпурный Легион» в России. И в заключении скажу: как ни странно, но по «Радио Джаз» – джаз все-таки передают. Процентов десять-пятнадцать от общего эфира. А вся остальная часть – это как раз то, о чем эта статья: ни к чему не обязывающий smooth….

This entry was posted in Весь этот джаз and tagged , , , , , , , . Bookmark the permalink.