Разбирая свои фотоархивы, натолкнулся я недавно на несколько снимков, сделанных в конце 2008 года на выставке, участником которой я стал почти случайным образом. 10 сентября 2008 года пришел мне по электронной почте, через посредничество интернет-галереи “Artnow”, где экспонируются мои работы, запрос на картину. Выяснилось, что Новосибирский музей мировой погребальной культуры проводит в конце октября, в Москве международный художественный конкурс: “Тема смерти в современном искусстве”. И моя работа, дескать, удивительным образом соответствует контексту проводимого мероприятия. Меценат и генеральный спонсор проекта г-н Сергей Борисович Якушин выразил желание приобрести полотно (речь идет о живописном холсте “Scull’ N’ Roses” 1992 года) для собственного музея и предполагает выставить его на столичном вернисаже. Заказчики посетовали на отсутствие других произведений схожего жанра в моем нынешнем творчестве, поинтересовались годом рождения, и выразили сожаление, что для участия в конкурсной программе мой возраст, увы, не подходит, и моя работа будет показана во внеконкурсном режиме. Призовые номинации жюри планировало для художников до 35 лет. Тем не менее, сделка состоялась, работа была извлечена из запасников моей старой московской мастерской, бережно упакована и отправлена экспресс-почтой DHL в Новосибирск. Отправил, получил подтверждение о доставке и думать забыл.
Спустя более месяца, узнаю случайно из сетевых новостей о том, что на ВВЦ в павильоне № 20 проходит крупная бизнес-выставка похоронно-ритуальных услуг. Вместе с ней, на втором этаже здания, приютилась экспозиция с громким названием: Международная выставка “Тема смерти в современном искусстве”. Учредителями выступили московская галерея “HIART Gallery”, международная выставка похоронной индустрии “Некрополь”, и Новосибирский музей мировой погребальной культуры.
Тут стоит заметить, что несмотря на мрачную и для многих отталкивающую концепцию музея – дело это совсем не такое уж страшное, или невиданное. В некоторых странах (Германии, Перу – например) есть схожие музеи, связанные с культурой похоронных ритуалов, обрядов и т. п. Да и сама тема смерти исследована многими художниками и литераторами весьма конкретно. Стоит просто вспомнить сюжеты классических мастеров: “Воскрешение Лазаря”, “Погребение Христа”, “Снятие с креста”, “Пьета”, “Урок анатомии”. Европейская культурная традиция была весьма расположена этому жанру. Вообще – аспект этот не столько культурный, сколь все же общечеловеческий. Смерть столь же естественна, сколько и жизнь. Как мы относимся к этому, что ждет нас за чертой, отделяющей жизнь от смерти, какова наша вера – все эти основополагающие вопросы, рано или поздно, ставит перед собой каждый. Не бояться смерти, понять ценность каждого мгновения жизни, но и бренность всего сущего, осмысленнее относится к своему земному пути, вот главное чему необходимо научиться.
Как ни странно, выставка действительно соответствовала статусу международной. Прибыл я на нее за день до подведения основных итогов – когда в зале работало конкурсное жюри. Все пространство первого этажа занимал грандиозный “Некрополь” – здесь разные фирмы презентовали свои услуги и предметы ритуального свойства. Развернулись они по полной! Эксклюзивные лаковые гробы из ценных пород дерева , с подсветкой и без, всевозможные оградки, цоколи, венки, средства для грима, облачения покойных – правили здесь бал. Признаюсь – зрелище впечатляющее!
Наверху же, где дух был более артистический, экспозиция получилась достаточно интересной. Помимо живописных полотен, были представлены графические листы, инсталляции, коллажи, вышивки, погребальные платья, иконопись, ювелирные изделия, черепа, видео-инсталляции, работы из бисера и песка. Авторов участников было более трехсот. Среди них, действительно, было немало художников из дальнего и ближнего зарубежья. Львиную долю экспозиции занимали, как и следовало предполагать, россияне, но встречались и белорусы, украинцы, поляки, израильтяне, прибалты.
Также, хотя и по одному – двум авторам-участникам, представили: Франция, Индия, Испания, Перу, Кыргызстан, Молдова, Финляндия и др. Конечно, встретил я и работы знакомых, очно или заочно, художников: Владимира Гасилова, Дениса Пьянова, Алексея Аронова, Николая Онищенко, Алексея Локотко, Улугбека Мухамедова, Петра Козлова и других. Произведения молодых художников были помечены специальными цветными стикерами, по которым жюри могло отличить этих авторов, ибо только они участвовали в конкурcе как таковом. Свою работу, скромно вывешенную в боковой галерее, я заметил не сразу. Картина пропутешествовала из Москвы в Новосибирск и обратно в Москву. Немного пообтрепалась в пути, судя по небрежным царапинам на поверхности, но зато приобрела неплохую багетную раму. Мне было немного жаль свою путешественницу, но она уже была не совсем моя – ее новым пристанищем стал непостижимый новосибирский музей.
В целом мои впечатления от выставки остались положительными. Вежливые и предупредительные дамы-устроительницы, в черных, немного карнавального покроя нарядах были милы. Каталоги все же напечатали (как и обещали) на хорошей бумаге. Правда из бесплатных (для участников) они преобразились в платные (за 1000 руб.). Утешало только, что для рядовых посетителей – каталоги были в два раза дороже. Это была незаурядная выставка, с оригинальным наполнением, с присутствием многих талантливых художников и довольно уникальными экспонатами. А проект г-на Якушина безусловно заслужил право называться культурным событием.