Картина из Эрмитажа, известная как «Портрет молодой женщины в профиль» кисти Софонисбы Ангишолы (1532-1625), официально переатрибутирована как работа мастерской Алессандро Аллори. Ее приписали художнице на основании предположения немецкого искусствоведа Германа Фосса (коллекция которого после Великой Отечественной войны осела в ГМИИ им. А. С. Пушкина), в устной форме утверждавшего, что эрмитажный портрет может быть произведением Софонисбы Ангишолы. Причем видел он его, вероятно, только в виде репродукции в эрмитажном каталоге во время распродаж, проводившихся в тридцатые годы. Скорее всего, Фосс соотнес портрет с профильным изображением на картине Ангишолы «Игра в шахматы» (1555). В Эрмитаж полотно поступило при Николае I в качестве портрета Матильды Фландрской кисти Тициана, а в музейной описи 1859 года оно приписана уже кисти Бронзино.
Теперь же эксперты считают, что перед нами помолвочный портрет Марии Медичи, будущей королевы Франции. Первый шаг в сторону нынешней атрибуции сделали в процессе недавней реставрации. Несколько лет назад поверхность полотна расчистили от слоев старых потемневших лаков, провели исследования, и оказалось, что изначально картина была больше по формату, платье женщины имело менее пышную конфигурацию, а сама героиня была девически тонкой и лишь позднее «заземлилась». Подчеркнутая утонченность действительно отсылает к мастерской Бронзино. Со временем юную девушку «превратили» в гранд-даму, которая почему-то держит в руках символический «букет невесты». Мария Медичи (1575−1642) была второй (после Маргариты Валуа) женой короля Генриха IV, первого Бурбона на французском троне. По меркам своего времени замуж она вышла поздно − почти в двадцать шесть лет. Ей долго искали жениха, но партии не складывались, к тому же и сама Мария, судя по всему, не очень стремилась к замужеству. Для рубежа XVI–XVII веков возраст невесты имел меньшее значение, чем богатство семьи. Брак с представительницей рода флорентийских банкиров обещал Генриху IV списание части долгов, ну а семье Медичи возможность породниться с королевской династией.
Искусствовед Зоя Купцова обратила внимание на тщательно прописанное украшение в волосах девушки − шпильку с эффектным декором. Этот характерный аксессуар затем часто встречается на других портретах Марии Медичи. И похоже, что именно эрмитажное изображение художники использовали, создавая иконографический образ аристократки по случаю бракосочетания. По словам хранителя музея, на антикварном рынке существует несколько портретов Марии Медичи, похожих на эрмитажный. «Где-то чуть иная форма перышка, но украшение то же, и все изображения отличает полуулыбка человека, знающего себе цену, и взгляд чуть вверх, характерный для портретов мастерской Алессандро Аллори. Это один иконографический тип, и наш портрет в этом ряду хронологически и стилистически первый, то есть к нему восходят последующие изображения» − утверждает Зоя Купцова.
