Размышления о «Мертвых душах»

Парадоксальные размышления филолога Ольги Чернорицкой о «Мертвых душах» Н. В. Гоголя. Составлено из разрозненных заметок автора в Фейсбуке, поэтому сохранил для памяти.

Плюшкин_иллюстрация П.М. Боклевского«Все-таки главная тема-проблема и
«что-автор-хотел-сказать» в «Мертвых душах» – это хозяйственность
и бесхозяйственность.
Композиция путешествия:
Манилов − бесхозяйственность,
Коробочка – хозяйственность, Ноздрев − бесхозяйственность, Собакевич − хозяйственность.
И, наконец, Плюшкин −
хозяйственная бесхозяйственность.
Все остальные теории композиции −
надуманность литературоведов.
Притянутость за ослиные уши.

Манилов  полная и тотальная бесхозяйственность: даже рядом с избами ничего не растет, потому что народ его спился, воровка-ключница, стулья недообиты, но Манилов выше всего этого.  Собакевич  тотальная хозяйственность. Мужикам в его деревне зимой никак не холодно. Каждый мастер на учете. И если у Манилова барский дом на юру, подвержен всем ветрам, то у Собакевича  стены леса хранят его именье от любого ветерка. Интересен и Ноздрев: все продул, тот же ветер, но вот собачки в теплых псарнях. Но полная хозяйственная бесхозяйственность, диалектика  это Плюшкин. Если ты бесхозяйственный или хозяйственный  ты равно мертвая душа, нечего о тебе говорить. А вот когда ты не то расточитель, не то скряга  тут душа-то жива, пусть и в лохмотьях. Не случайно во втором томе Плюшкин пойдет странником.
А может, он бог?

***
Плюшкин − бог, Гоголь через него решает сугубо религиозные задачи… Думаю, Плюшкин − бог, проклявший своих непослушных детей.
Мертвые души − не живые. Но бога они тяготят и он с удовольствием все их отдает черту, Чичикову. Он не на небе. Он здесь, в вашем хаосе бесхозяйственности. В пьяницах − слугах Манилова, в продувных псарнях Ноздрева. Он в «Пожаре» Распутина и его «Прощании с Матёрой» подвергает землю вашу огню и воде, и эти стихии привлекли вы сами вашей алчностью. Плюшкину не нужно быть мужчиной или женщиной. Он а лохмотьях неопределенного человека. И каждый раз, когда реалист описывает что-то совсем не выдающееся, он описывает бога. Над Плюшкиным так же грешно смеяться, как над отцом попранных святынь. Он как паучок раньше ползал по земле и во всех ее углах был порядок, но теперь будет гниль, он никому ничего не отдаст и не продаст. Вы его не умолите вернуть вещь ли, живое ли существо, если оно попало в плюшкинскую кучу мертвящего хлама. Пока человек еще не умер, его можно спасти. А когда он в плюшкинской куче бога − это уже его, а не ваше. Будьте как боги. Ослушались вас взрослые дети − выньте им из кармана большой шиш. И это будет правильно.

Шиш_акварель В.Е.Маковского

***
Поскольку Гоголь вряд ли высмеивал помещиков − они возможно, представляют собой разные времена руководства землей со стороны верховных божеств. Порядок следования черта − Чичикова по этим временам таков: бесхозяйственность − хозяйственность − бесхозяйственность − хозяйственность, хозяйственная бесхозяйственность. Манилов − Коробочка − Ноздрев − Собакевич − Плюшкин. Древний попустительский бог Манилов постепенно сменяется другими более практичными богами. Потом ноздревский провал − и все, наша земля в руках бога андрогина в лохмотьях. В этом плане становится понятным, почему в последние времена нет чудесных воскрешений и жизни после смерти. Плюшкин ходит по утрам − забирает в царство мертвых − мусорную кучу, но поскольку скуп, то ничего оттуда не возвращает. «И в самом деле, после него незачем было мести улицу: случилось проезжавшему офицеру потерять шпору, шпора эта мигом отправилась в известную кучу; если баба, как-нибудь зазевавшись у колодца, позабывала ведро, он утаскивал и ведро. Впрочем, когда приметивший мужик уличал его тут же, он не спорил и отдавал похищенную вещь; но если только она попадала в кучу, тогда все кончено: он божился, что вещь его, куплена им тогда-то, у того-то или досталась от деда». Если бы это действительно не было мистической кучей, то она заполонила бы весь дом, но она была в углу, значит, это просто символ царства мертвых. Больной еще может оспорить, мертвый − уже нет».

UPD: «Беглые тезисы. Явление черта Чичикова богу Плюшкину. Мертвые души Плюшкин ему так отдал. А вот беглые продал. Только они друг друга и понимают. Бог и Черт. Они понимают, что говорят правду. Лишь одна деталь: поначалу черт бога не узнал, батюшка или матушка, а ведь и батюшка и матушка на самом деле. Получается, по теории Гоголя, главное, не умереть душой. Мертвые попадают непосредственно к черту. Беглые − отступники от бога, могут еще так и сяк быть возвращены, но если черт пришел за ними, то продано. Это как с плюшкинской кучей. Пока в нее не попала душа, ее можно вылечить. Оспорить смерть − больной может выздороветь. Но коли она, душа, в куче − все, возвращения нет. Бог ничего вам не даст, он вас проклял за ваши непослушания. Вот почему Гоголь так трепетно относился к своей матери. Это религиозное отношение к родительнице оставалось неизменным и когда он просил у нее деньги, и когда уже сам ее финансировал. А Плюшкина ослушались все дети. И ждут, когда бог умрет. А бог не умрет никогда. В религии Гоголя нет ничего понятного и общепринятого. Она очень странная, средневековая, жестокая. Но уж какая есть».

«Плюшкин» – иллюстрация П. М. Боклевского, «Шиш» – акварель В. Е. Маковского.
This entry was posted in Книги, Критика and tagged , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Bookmark the permalink.