Одним из замечательных примеров мастерства в современном декоративно-прикладном искусстве России, служит художественная чеканка нижегородца Виктора Андреевича Морозова. В массовом сознании чеканку принято относить к «низкому» декоративному жанру: еще с советских времен многим знакомы сувенирные изделия с рельефными корабликами, женскими профилями или гротескными фольклорными персонажами. Подобные поделки редко отличались высоким художественным уровнем и справедливо использовались по своему прямому назначению — закрывать дырку на обоях. Их производили массовыми тиражами на художественно-промышленных комбинатах, и стоили эти образцы, настолько я помню, довольно дешево.
Признаюсь, когда я впервые увидел работы Виктора Андреевича Морозова, я был ошеломлен не столько высочайшим качеством их исполнения, сколько тем фактом, что их автор – художник-самоучка! Так сложилось, что не только основам графики и композиции, но и всем основным этапам постижения сложного и кропотливого ремесла обработки металла, Виктору Андреевичу пришлось обучаться самостоятельно. Будущий художник родился в 1949 году в селе Ризадеево Ардатовского района, Горьковской области. С раннего детства много и увлеченно рисовал, писал этюды с натуры, сочинял многофигурные композиции, запоем читал книги и монографии об истории русского и западноевропейского искусства. После окончания сельской восьмилетки Виктор попытался поступить в Горьковское художественное училище, но его вступительные работы, выполненные на обычных листах из школьного альбома для рисования, не подошли экзаменаторам «по формату». Расстроившись, юноша решил больше не поступать в училище, отслужил в армии, где два года использовал свои способности в качестве художника-оформителя. После демобилизации он пошел работать на Горьковский авиационный завод, где познакомился с художниками-граверами, выпускниками Павловского художественно-промышленного училища. Новые друзья научили его основам художественной обработке металла: гравировке, чеканке, кузнечному делу. Благодаря такой практике и невероятной работоспособности, Виктор Морозов быстро вырос до лучшего цехового художника-оформителя.
Сам художник так рассказывает о своем обучении: «Я занимаюсь чеканкой около 40 лет и предпочитаю ее древнее название – торевтика (от греч. toreuo — вырезаю – чеканю, искусство ручной рельефной обработки художественных изделий из металла). С основными приемами этой техники меня познакомили друзья – металлисты, с которыми я работал на военном заводе художником – оформителем. До этого самостоятельно занимался живописью, рисунком, изучал историю и теорию изобразительного искусства. Богатейшие традиции торевтики Византии, немецкого и иранского художественного серебра, древнерусских чеканных окладов к иконам и рукописным книгам – открывали такие широкие возможности для реализации моих еще неясных тогда замыслов, что захватывало дух. Я хорошо чувствую и понимаю энергию орнамента. Для меня это не просто дополнительное узорное украшение к сюжетному изображению, но самостоятельная мощная эмоциональная стихия, способная выразить как национальную самобытность темы, так и глубину чувства».
Еще работая на заводе, молодой художник поставил перед собой сложную техническую задачу – сделать свой первый оригинальный щит «Восточный» с мощной орнаментально-декоративной составляющей. Несмотря на скептцизм своих друзей и коллег, работа удалась – щит вышел замечательный! Затем появился триптих «Куликовская битва», панно «Эллада мифологическая» и много других значительных по масштабу и тематическому разнообразию произведений. Примечательно, что все эти вещи создавались в свободное от основной работы время, в подвале типовой горьковской «хрущевки». В начале перестройки Виктор Морозов ушел в строительный кооператив и два года оформлял интерьеры квартир и кафе деревянной резьбой. К этому времени у художника было готово уже немало крупноформатных панно на исторические темы, которые заинтересовали местных заказчиков и коллекционеров. Тогда же Виктор Морозов принял решение профессионально заниматься исключительно художественной чеканкой. О своей, наработанной годами технике художник рассказывает так: «Металл – материал упругий и не поддается легковесному подходу. Технология его обработки, если подходить к этому серьезно, очень трудоемка и сложна. Мастерство накапливается годами. Моя торевтика базируется на т. н. «пуансонной» технике. При ней приходится обрабатывать чеканами на стальной плите каждый миллиметр поверхности металла, выколачивая с обеих сторон фактуру фона и орнамент, а затем на смоле выбивать рельефное изображение фигур, людей, животных, растений». В 1995 году состоялась первая персональная выставка художника в залах Нижегородского Ярмарочного дома, после которой последовали многочисленные областные и городские экспозиции. Осенью 2011 года Виктор Морозов занял второе место в Международном конкурсе декоративно-прикладного искусства Ассамблеи искусств RUSSIAN ART WEEK в Москве. Филигранное мастерство Виктора Андреевича заслуженно привлекает к нему все новых ценителей, что вполне закономерно. Его работы, безусловно нужно видеть «вживую», хотя некоторое представление о них можно получить и в интернете: например, заглянув на авторскую страничку Виктора Морозова в галерее ARTNOW.RU (там дополнительно представлены и увеличенные фрагменты произведений). А использованные в статье репродукции я взял с персонального сайта художника: www.vmorozovart.ru.