Шахматы Йозефа Хартвига (1880−1956) искусствоведы называют одним из самых совершенных шахматных наборов, когда-либо созданных. В них сочетаются простота и эстетика, ясность и симметрия. Помимо стильного внешнего вида, фигуры спроектированы так, что даже начинающие игроки интуитивно понимают, в каком направлении двигается каждая из них.
Например, король может перемещаться горизонтально или по диагонали, и это показано в его конструкции – куб, ориентированный по диагонали поверх большего куба. Ферзь может ходить во всех направлениях, поэтому имеет сферу на кубическом основании. Слон представлен фигурой Х−образной формы. Конь – измененный куб, выполненный в виде буквы Г. Горизонтально движущаяся ладья – простой куб, а пешки − кубики меньшего размера.
Шахматы являются прекрасным примером эстетики Баухауза и следуют его ключевым идеям: практичные, прочные, недорогие и красивые. С 1922 по 1924 год Хартвиг разработал серию «Das Bauhaus Schachspiel» (позже на этикетке стали писать: «Das Moderne Schachspiel»). Избавившись от религиозной и монархической символики, немецкий дизайнер обновил игру для современной ему эпохи. Финальный набор отличался компактностью и простотой в изготовлении. Фигуры вырезали на простом станке из грушевого дерева, а в Германии эту версию стали называть «народными шахматами».
Наборы выпускались в двух вариантах: «повседневный» стоил 51 марку, а «люксовый», сделанный вручную из дорогих пород дерева − 155 марок. Последний вариант был слишком дорогим для большинства потребителей и эти шахматы оставались предметом роскоши. В настоящее время в продаже есть только версия 1923 года, ее производит швейцарская фирма игрушек «Naef».
Краткая справка. Йозеф Хартвиг (Josef Hartwig) родился 19 марта 1880 года в Мюнхене. С тринадцати лет служил подмастерьем у каменщика Саймона Корна. С 1904 по 1908 год посещал Академию изящных искусств в Мюнхене. После окончания университета он некоторое время работал в Берлине каменщиком, изготавливая памятники и надгробия. В 1921 году основатель Баухауза Вальтер Гропиус пригласил Хартвига преподавать в Веймарском Баухаузе. За время своего пребывания в школе Йозеф создал только несколько значимых работ − шахматный набор и скульптуру «Сова». После Баухауза Хартвиг продолжил заниматься скульптурой и начал карьеру в области художественной реставрации. Во времена Третьего Рейха Хартвиг, к сожалению, вступил в нацистскую партию, но в боевых действиях не участвовал. После Второй мировой войны, вплоть до самой смерти трудился в реставрационной мастерской муниципальной скульптурной галереи во Франкфурте-на-Майне. Умер художник в 1956 году.