Этот альбом принято не любить. Многие поклонники рока считают его наименее «флойдовским» в дискографии группы, и они правы. (Как пел Гребенщиков: «они конечно правы, но только это еще не все»…) На «The Final Cut» вы не встретите знакомых по «Dark Side Of The Moon» и «Wish You Were Here» пульсирующих синтезаторных партий Рика Райта – как, впрочем и самого Райта — он уволился из группы буквально перед записью этого диска. Партии клавишных были поделены между Майклом Кэйменом (известным дирижером National Philharmonic Orchestra и главным аранжировщиком «Стены») и Энди Бауном (украсившим палитру альбома мягкими акварельными полутонами органа). Но это совсем другая атмосфера, не похожая на прежние творения группы. Присутствие Дэвида Гилмора конечно ощущается, но оно строго дозировано, лаконично и скупо — ему просто негде развернуться в параноидальном пространстве уотерсовских композиций. Справедливы и упреки фэнов, что перед нами всего лишь сольный альбом Роджера Уотерса. Плохо это или хорошо, но после феноменального по концепции шоу-проекта «The Wall», Уотерс с упорством маньяка взялся за развитие своих антивоенных и антитоталитарных идей, нашедших свое логическое завершение в альбоме «The Final Cut». Название альбома можно понимать двояко: final cut – это, с одной стороны, – термин киноиндустрии, фиксирующий конечную стадию производства фильма, а с другой, – парафраз шекспировского выражения, обозначающего предательский удар в спину. Кстати, на эту двусмысленность названия обращает внимание и обратная сторона обложки пластинки, где изображен персонаж в военной форме (возможно – это сам автор – Роджер Уотерс), держащий в руках коробки с кинопленкой, а в спину этого человека всажен широкий мясницкий нож…
Альбом «The Final Cut» посвящен памяти Эрика Флетчера Уотерса, летчика британского военно-воздушного флота, погибшего во время Второй мировой войны, а также – родного отца Роджера Уотерса. В основе музыкального материала — фрагменты и заготовки, не вошедшие в двойной диск «The Wall», и планировавшиеся для саундтрека к одноименному фильму Алана Паркера. В конечном варианте проект превратился в полноценный альбом, который дополнился новыми песнями, связанными между собой строгой концепцией. Потеря отца, которого он фактически не знал, всегда была острой болью Роджера Уотерса. «The Final Cut» одновременно оплакивает и гибель солдата, и крах тех идеалов, за которые он пал. Уотерс так объяснил идею этого очень личного проекта: «The Final Cut (A Requiem For The Post-War Dream) говорит о чувстве, что я, возможно, предал отца, поскольку мы не сделали ничего, чтобы жизнь стала лучше». Как ни странно, именно после выхода этой антивоенной пластинки, группа Pink Floyd была запрещена в Советском Союзе. А именно – за строчки из песни «Get Your Filthy Hands Of My Desert»: «Brezhnev took Afghanistan, Begin took Beirut, Galtieri took the Union Jack, And Maggie over lunch one day, took a cruiser with all hands, apparently to make him give it back...» (Брежнев захватил Афганистан, Бегин взял Бейрут, Галтиери захватил Юнион Джек. А Мэгги за обедом однажды утопила крейсер со всей командой, очевидно, чтоб вернуть свой флаг…). Понятно, что советским партийным чиновникам очень не понравилось сравнение дорогого Леонида Ильича с лидерами других мировых держав, ведущих агрессивную военную политику в Ливане или на Фолклендских островах.
Как это ни странно, но «The Final Cut» один из моих любимых флойдовских дисков, и чем это объяснить, я не знаю до сих пор. Может быть особой архитектурой звука, включающей множество слоев, которые проявляются не сразу, не после первого прослушивания. Может быть цельностью альбома, неторопливым голосом Уотерса, занимающим весь первый план (он ведь даже не поет, а повествует, периодически переходя почти на шепот, а то вдруг — срываясь на крик). Сложно объяснить — чем. И нужно ли? В альбоме двенадцать композиций (в новом, юбилейном издании — тринадцать. Добавлен трек «When The Tigers Broke Free»). Если попытаться выделить какие-то наиболее удачные из них, то для меня это: «Paranoid Eyes» (Параноидные глаза) и «Two Suns In The Sunset» (Два солнца в зените). Эта последняя композиция завершает, а на мой взгляд, скорее, закольцовывает весь альбом. Песню «Two Suns In The Sunset» Уотерс написал под влиянием фильма ВВС «The War Game», снятым в 1961 году и рассказывающем о последствиях возможной ядерной бомбардировки Лондона. Фильм пролежал на полке двадцать лет, ибо английские цензоры посчитали его слишком натуралистичным и шокирующим для своего времени. Последняя песня альбома, как и первая, начинается с радиопередачи, которую герой альбома слушает в автомобиле. Он едет в сторону заката и неожиданно видит в зеркале заднего вида все увеличивающийся ослепительный шар, похожий на второе солнце…
P.S. Альбом Pink Floyd «The Final Cut» был выпущен в Великобритании фирмой EMI (под лейблом дочерней компании «Harvest») ровно тридцать лет назад, 21 марта 1983 года. Он занял первое место в музыкальных хит-парадах на родине, и шестое место в американских рейтингах. После выхода этого релиза, Роджер Уотерс покинул группу Pink Floyd и занялся сольным творчеством.