18 июня РПЦ в одностороннем порядке приняла решение о продлении срока пребывания иконы «Святой Троицы» Андрея Рублева в Храме Христа Спасителя до 18 июля 2023 года − дня празднования памяти преподобного Сергия Радонежского.
Насколько пагубно сказывается на состоянии деревянной основы и красочного слоя каждый день экспонирования раритета вне музейных условий, уже неоднократно говорилось. Напомню, что после прошлогоднего перемещения иконы в Троице-Сергиеву лавру специалисты выяснили, что произошла дестабилизация состояния сохранности памятника.
Ранее, 16 июня в Третьяковке было проведено экстренное заседание расширенного реставрационного совета с участием сторонних искусствоведов Москвы и Санкт-Петербурга, на котором специалисты обсудили сложившуюся ситуацию. Вела заседание Татьяна Городкова, главный хранитель Третьяковской галереи. Если кратко: с юридическим обоснованием передачи «Троицы» вся та же неразбериха, а реставрационный Центр имени И. Э. Грабаря не готов к приему экспоната, поскольку не располагает необходимыми условиями. Как выразился кто-то из выступавших − он «пребывает в ужасе» от перспективы, придуманной чиновниками Министерства культуры. Подробнее здесь.
Ксения Коробейникова в своем Телеграм-канале выразилась проще: «Икону «Троица» по велению РПЦ оставляют еще на месяц в храме Христа Спасителя. И плевать, что так нарушается несколько законов. Положения договора, по которому выдали памятник, не допускают пролонгации. Чтобы его завершить, икону надо вернуть в Третьяковку. Этого, скорее всего, не сделают, потому что противятся возврату памятника в музей всеми силами. Изобрели впопыхах допник к доку (не уверена, что законный). Его создание и продлило пребывание иконы в храме на месяц. Так-то хотели отправить икону сразу в Центр Грабаря, подшаманить и конфисковать в Лавру на 49 лет.
Коллеги из Третьяковки в ужасе. Получили 15 июня поручение Минкульта, что вопреки договору икона не вернется в галерею, откуда будет сложно снова ее получить. Созвали экстренный расширенный реставрационный совет, где выразили недоумение и несогласие с неожиданным итогом. Оформили бумажку и отправили в Минкульт. Не уверена, что будет толк, но молодцы, что сделали хотя бы это. Совесть может быть чиста». Источник.
То, что мы теряем один из знаковых шедевров древнерусского искусства, увы, уже понятно. Что вообще должно произойти, чтобы у чиновников, принимающих такие решения, в голове что-то щелкнуло? Светопреставление, не иначе…