Уральская художница Нина Васильевна Костина (1934-2021) прожила долгую и плодотворную жизнь. Она родилась в Свердловске, в простой рабочей семье. Родители Нины происходили из донских казаков, поэтому в семье была особая культура быта, особое представление о красоте. Художница так вспоминала о своем детстве: «Какие красивые мама вышивала платья, ковры, кружевные занавески! Вот посмотрите: окна сейчас скучные, а мама клала вату между рамами, а на нее − яркие гроздья рябины».
Отец девочки девятнадцатилетним подался в Свердловск на строительство Уралмашзавода − бежал из колхоза от голода, без паспорта, с одной справкой о трудоднях. Всю жизнь проработал станочником, в войну делал поворотные механизмы для танковых башен, месяцами не бывал дома, ночевал в цехе. Мама трудилась в швейной мастерской − чинила гимнастерки, вязала варежки.
Из-за войны в 1942-м году школа на Уралмаше первоклассников не принимала, и учиться Нина пошла на год позже. В изостудию Дома культуры она попала случайно, шла с подружкой записываться в хор, а в соседнем кабинете через приоткрытую дверь увидела, как парни лепят из глины. Ей, ученице женской школы, это показалось захватывающим. Позже, вместе с друзьями из изостудии ходила на этюды в лес на окраине Уралмаша. Как-то ребят настигла гроза, и дети спрятались от дождя в стог сена. Один из мальчишек начал так занимательно рассказывать о Левитане, что Нина была потрясена. После этого она окончательно решила стать художницей.
С отличием окончив в 1955 году Свердловское художественное училище, Нина поехала в столицу и поступила в институт имени В. И. Сурикова, в котором проучилась до 1961 года. Защитив диплом, девушка вернулась в родной город. Основной темой ее живописных произведений стал знакомый с детства быт тружеников Уралмашзавода. Поэтому Урал на ее картинах предстает, прежде всего, краем рабочим: широко известны такие «производственные» полотна художницы, как «Весеннее утро» (1964), «Утро Уралмаша» (1970), «Уралмашевцы» (1972), «Уралочка» (1975), «В заводской столовой» (1975), «Бригада − золотые руки» (1978), «В рабочий полдень» и «Посвящение в профессию» (1985).
Но уральская тематика для художницы – это еще и жизнь деревни с ее буднями и праздниками, природа родного края. Пейзажи и натюрморты всегда занимали значительное место в творчестве Нины Костиной. Она любила писать цветы, грибы и прочие дары природы. В своих работах «Купавки», «Подснежники», «Яблоки и рябина» сумела передать тот неповторимый микромир человека, который дает отдохновение и заряжает его силами и бодростью. В пейзажном жанре Нина запечатлела многие уголки края в разные времена года, но особенно привлекала ее весенняя пора. Сложный по колористике момент пробуждения природы наиболее импонировал ей. Нина Костина активно участвовала в региональных, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставках. В 1965 году за картину «Лаборантки» была принята в члены Союза художников СССР.
В 1969 году Нина Васильевна приступила к педагогической работе в Уральском государственном архитектурно-художественном университете. Более пятидесяти лет она преподавала здесь живопись и рисунок, стала одним из инициаторов создания кафедры станковой живописи, воспитала целое поколение замечательных художников, продолжающих традиции русской реалистической школы. Позже она призналась в одном интервью: «Реалистическая − основная школа живописи, лучшая в мире. В других странах она уже утрачена, поэтому такой интерес к нашей школе проявляют китайцы, японцы, американцы, французы. Я много путешествовала по странам Азии и Европы, и везде поклоняются реалистическому искусству. В Китае даже есть посвященный мне музей. На родине о таком и мечтать не смею».
В 1988 году Нина Костина стала заведующей кафедрой живописи (в последующем − кафедры монументально-декоративного искусства), через пять лет получила степень профессора. В 1992 году за заслуги в области изобразительного искусства ее удостоили звания Заслуженный художник Российской Федерации, а в 2014 − звания Почетный член Российской Академии художеств.
За свою жизнь Нина Васильевна создала около двух тысяч произведений. Ряд ее живописных полотен стали классикой советского и российского искусства. Многие работы хранятся в художественных музеях Екатеринбурга, Ангарска, Костромы, а также в частных коллекциях России и зарубежных стран. В городе Харбин действует постоянная экспозиция произведений мастера. Художница скончалась в Екатеринбурге 29 июля 2021 года, на восемьдесят седьмом году жизни. Ниже вы можете увидеть небольшую подборку картин Нины Костиной. Все изображения взяты из открытых источников.