Живопись Нины Костиной

Уральская художница Нина Васильевна Костина (1934-2021) прожила долгую и плодотворную жизнь. Она родилась в Свердловске, в простой рабочей семье. Родители Нины происходили из донских казаков, поэтому в семье была особая культура быта, особое представление о красоте. Художница так вспоминала о своем детстве: «Какие красивые мама вышивала платья, ковры, кружевные занавески! Вот посмотрите: окна сейчас скучные, а мама клала вату между рамами, а на нее − яркие гроздья рябины».

Отец девочки девятнадцатилетним подался в Свердловск на строительство Уралмашзавода − бежал из колхоза от голода, без паспорта, с одной справкой о трудоднях. Всю жизнь проработал станочником, в войну делал поворотные механизмы для танковых башен, месяцами не бывал дома, ночевал в цехе. Мама трудилась в швейной мастерской − чинила гимнастерки, вязала варежки.

Из-за войны в 1942-м году школа на Уралмаше первоклассников не принимала, и учиться Нина пошла на год позже. В изостудию Дома культуры она попала случайно, шла с подружкой записываться в хор, а в соседнем кабинете через приоткрытую дверь увидела, как парни лепят из глины. Ей, ученице женской школы, это показалось захватывающим. Позже, вместе с друзьями из изостудии ходила на этюды в лес на окраине Уралмаша. Как-то ребят настигла гроза, и дети спрятались от дождя в стог сена. Один из мальчишек начал так занимательно рассказывать о Левитане, что Нина была потрясена. После этого она окончательно решила стать художницей.

С отличием окончив в 1955 году Свердловское художественное училище, Нина поехала в столицу и поступила в институт имени В. И. Сурикова, в котором проучилась до 1961 года. Защитив диплом, девушка вернулась в родной город. Основной темой ее живописных произведений стал знакомый с детства быт тружеников Уралмашзавода. Поэтому Урал на ее картинах предстает, прежде всего, краем рабочим: широко известны такие «производственные» полотна художницы, как «Весеннее утро» (1964), «Утро Уралмаша» (1970), «Уралмашевцы» (1972), «Уралочка» (1975), «В заводской столовой» (1975), «Бригада − золотые руки» (1978), «В рабочий полдень» и «Посвящение в профессию» (1985).

Костина Нина Васильевна "Весеннее утро (На заводе)", 1963-1964

Но уральская тематика для художницы – это еще и жизнь деревни с ее буднями и праздниками, природа родного края. Пейзажи и натюрморты всегда занимали значительное место в творчестве Нины Костиной. Она любила писать цветы, грибы и прочие дары природы. В своих работах «Купавки», «Подснежники», «Яблоки и рябина» сумела передать тот неповторимый микромир человека, который дает отдохновение и заряжает его силами и бодростью. В пейзажном жанре Нина запечатлела многие уголки края в разные времена года, но особенно привлекала ее весенняя пора. Сложный по колористике момент пробуждения природы наиболее импонировал ей. Нина Костина активно участвовала в региональных, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставках. В 1965 году за картину «Лаборантки» была принята в члены Союза художников СССР.

В 1969 году Нина Васильевна приступила к педагогической работе в Уральском государственном архитектурно-художественном университете. Более пятидесяти лет она преподавала здесь живопись и рисунок, стала одним из инициаторов создания кафедры станковой живописи, воспитала целое поколение замечательных художников, продолжающих традиции русской реалистической школы. Позже она призналась в одном интервью: «Реалистическая − основная школа живописи, лучшая в мире. В других странах она уже утрачена, поэтому такой интерес к нашей школе проявляют китайцы, японцы, американцы, французы. Я много путешествовала по странам Азии и Европы, и везде поклоняются реалистическому искусству. В Китае даже есть посвященный мне музей. На родине о таком и мечтать не смею».

В 1988 году Нина Костина стала заведующей кафедрой живописи (в последующем − кафедры монументально-декоративного искусства), через пять лет получила степень профессора. В 1992 году за заслуги в области изобразительного искусства ее удостоили звания Заслуженный художник Российской Федерации, а в 2014 − звания Почетный член Российской Академии художеств.

За свою жизнь Нина Васильевна создала около двух тысяч произведений. Ряд ее живописных полотен стали классикой советского и российского искусства. Многие работы хранятся в художественных музеях Екатеринбурга, Ангарска, Костромы, а также в частных коллекциях России и зарубежных стран. В городе Харбин действует постоянная экспозиция произведений мастера. Художница скончалась в Екатеринбурге 29 июля 2021 года, на восемьдесят седьмом году жизни. Ниже вы можете увидеть небольшую подборку картин Нины Костиной. Все изображения взяты из открытых источников.

This entry was posted in Живопись and tagged , , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Bookmark the permalink.