Ровно пятьдесят лет назад, 11 февраля 1963 года, Битлз за один день (!) записали почти весь материал своей дебютной пластинки «Please Please Me» («Пожалуйста порадуй меня»). (Если быть совсем точным — десять песен из четырнадцати, что тоже немало. Остальные были записаны для синглов раньше). Сессия звукозаписи происходила в легендарной лондонской студии EMI, при непосредственном участии звукорежиссера и продюсера Джорджа Мартина, и заняла всего десять часов студийного времени. Конечно, технические возможности тех лет были достаточно примитивными по сегодняшним меркам. Альбом записывался на двухдорожечном оборудовании фирмы BTR, и партии всех инструментов накладывались одновременно на одну дорожку мастер-тэйпа, а на другую записывался вокал. Поэтому первоначальный вариант альбома «Please Please Me» был выпущен фирмой Parlophone 22 марта 1963 года в моно-варианте. Стерео-версия вышла позднее (26 апреля 1963), и сведение было сделано с небольшим эффектом реверберации, чтобы левый и правый каналы лучше «сливались», что, конечно, неплохо воспринимается при прослушивании через динамики, но отвратительно звучит в наушниках. То, что музыканты так быстро справились с записью дебютной пластинки – вполне объяснимо. Группа существовала уже два года, и весь материал, вошедший в альбом, был многократно обкатан по клубам Ливерпуля и Гамбурга. К тому же, некоторый опыт студийной работы у Битлз уже имелся. Здесь же, в студии EMI на Эбби-роуд, были записаны несколько песен, вышедшие ранее на двух мини-пластинках (синглах): «Love Me Do», «PS I Love You» (5 октября 1962), «Please Please Me», «Ask Me Why» (11 января 1963).
В целом, музыкальный ассортимент первого битловского альбома состоял из коротких, незамысловатых песенок в стиле мерси-бита и традиционного рок-н-ролла. Часть композиций принадлежало соавторскому тандему Леннон-Маккартни (да-да! В то время они еще полноценно сотрудничали вместе), остальные треки были кавер-версиями других популярных исполнителей, что нормально для начинающего коллектива. Кстати, если внимательно посмотреть на фотографию этикетки первого диска группы, можно заметить, что сначала знаменитый копирайт Джона и Пола указывался как McCartney-Lennon. Это потом уже, Джон Леннон, считающий себя лидером группы, настоял, чтобы его фамилия была указана перед фамилией Пола.
Конверт пластинки представляет собой фотографию участников группы, снятых с нижнего ракурса лестничного пролета офиса EMI. Автором обложки выступил фотограф Ангус МакБин (Angus McBean), а сама фотосъемка состоялась 5 марта 1963 года. Мне это оформление совсем не нравится, но по-слухам, первоначальным вариантом была идея сфотографировать битлов в лондонском зоопарке, обыгрывая таким образом название группы (по- английски Beatles на слух воспринимается как «жуки» – beetles). Стоимость записи альбома «Please Please Me» составила всего 400 фунтов стерлингов, что кажется, по нынешним временам, довольно смешной суммой. Помимо Леннона, Маккартни, Харрисона и Старра на пластинке отметились: Энди Уайт (ударные в песнях «Love Me Do» и «P.S. I Love You»), и сам Джордж Мартин (фортепиано в песне «Misery» и челеста в «Baby It’s You»).
Оглядываясь с позиции сегодняшнего дня, альбом «Please Please Me» воспринимается довольно сырым и наивным музыкальным продуктом, но не надо забывать, что именно с этого дебютного релиза в мире началось явление, известное как битломания, и именно этот альбом сделал «ливерпульскую четверку» самой популярной рок-н-ролльной командой шестидесятых. В чем же истоки музыкального новаторства Битлз? Вольно или невольно, они смогли использовать основные наработки предшествующих рок-исполнителей (Бадди Холли, Чака Берри, Элвиса и других), придали им больше драйва, пропустили эти находки сквозь горнило своей индивидуальности и несомненной композиторской одаренности, что позволило им создать на британской рок-сцене собственный яркий стиль. Самой успешной композицией с альбома стала заглавная композиция «Please Please Me», продержавшаяся на первом месте в британских чартах тридцать недель. Песни «I Saw Her Standing There» и «Love Me Do» также пользовались большим успехом. А уже спустя много лет, дебютный диск Битлз вполне заслуженно занял 39 место среди пятисот величайших альбомов всех времен и народов по версии влиятельного музыкального журнала «Rolling Stone».