Дебют

Ровно пятьдесят лет назад, 11 февраля 1963 года, Битлз за один день (!) записали почти весь материал своей дебютной пластинки «Please Please Me» («Пожалуйста порадуй меня»). (Если быть совсем точным — десять песен из четырнадцати, что тоже немало. Остальные были записаны для синглов раньше). Сессия звукозаписи происходила в легендарной лондонской студии EMI, при непосредственном участии звукорежиссера и продюсера Джорджа Мартина, и заняла всего десять часов студийного времени. Конечно, технические возможности тех лет были достаточно примитивными по сегодняшним меркам. Альбом записывался на двухдорожечном оборудовании фирмы BTR, и партии всех инструментов накладывались одновременно на одну дорожку мастер-тэйпа, а на другую записывался вокал. Поэтому первоначальный вариант альбома «Please Please Me» был выпущен фирмой Parlophone 22 марта 1963 года в моно-варианте. Стерео-версия вышла позднее (26 апреля 1963), и сведение было сделано с небольшим эффектом реверберации, чтобы левый и правый каналы лучше «сливались», что, конечно, неплохо воспринимается при прослушивании через динамики, но отвратительно звучит в наушниках. То, что музыканты так быстро справились с записью дебютной пластинки – вполне объяснимо. Группа существовала уже два года, и весь материал, вошедший в альбом, был многократно обкатан по клубам Ливерпуля и Гамбурга. К тому же, некоторый опыт студийной работы у Битлз уже имелся. Здесь же, в студии EMI на Эбби-роуд, были записаны несколько песен, вышедшие ранее на двух мини-пластинках (синглах): «Love Me Do», «PS I Love You» (5 октября 1962), «Please Please Me», «Ask Me Why» (11 января 1963).

В целом, музыкальный ассортимент первого битловского альбома состоял из коротких, незамысловатых песенок в стиле мерси-бита и традиционного рок-н-ролла. Часть композиций принадлежало соавторскому тандему Леннон-Маккартни (да-да! В то время они еще полноценно сотрудничали вместе), остальные треки были кавер-версиями других популярных исполнителей, что нормально для начинающего коллектива. Кстати, если внимательно посмотреть на фотографию этикетки первого диска группы, можно заметить, что сначала знаменитый копирайт Джона и Пола указывался как McCartney-Lennon. Это потом уже, Джон Леннон, считающий себя лидером группы, настоял, чтобы его фамилия была указана перед фамилией Пола.

Конверт пластинки представляет собой фотографию участников группы, снятых с нижнего ракурса лестничного пролета офиса EMI. Автором обложки выступил фотограф Ангус МакБин (Angus McBean), а сама фотосъемка состоялась 5 марта 1963 года. Мне это оформление совсем не нравится, но по-слухам, первоначальным вариантом была идея сфотографировать битлов в лондонском зоопарке, обыгрывая таким образом название группы (по- английски Beatles на слух воспринимается как «жуки» – beetles). Стоимость записи альбома «Please Please Me» составила всего 400 фунтов стерлингов, что кажется, по нынешним временам, довольно смешной суммой. Помимо Леннона, Маккартни, Харрисона и Старра на пластинке отметились: Энди Уайт (ударные в песнях «Love Me Do» и «P.S. I Love You»), и сам Джордж Мартин (фортепиано в песне «Misery» и челеста в «Baby It’s You»).

Оглядываясь с позиции сегодняшнего дня, альбом «Please Please Me» воспринимается довольно сырым и наивным музыкальным продуктом, но не надо забывать, что именно с этого дебютного релиза в мире началось явление, известное как битломания, и именно этот альбом сделал «ливерпульскую четверку» самой популярной рок-н-ролльной командой шестидесятых. В чем же истоки музыкального новаторства Битлз? Вольно или невольно, они смогли использовать основные наработки предшествующих рок-исполнителей (Бадди Холли, Чака Берри, Элвиса и других), придали им больше драйва, пропустили эти находки сквозь горнило своей индивидуальности и несомненной композиторской одаренности, что позволило им создать на британской рок-сцене собственный яркий стиль. Самой успешной композицией с альбома стала заглавная композиция «Please Please Me», продержавшаяся на первом месте в британских чартах тридцать недель. Песни «I Saw Her Standing There» и «Love Me Do» также пользовались большим успехом. А уже спустя много лет, дебютный диск Битлз вполне заслуженно занял 39 место среди пятисот величайших альбомов всех времен и народов по версии влиятельного музыкального журнала «Rolling Stone».

This entry was posted in Музыка and tagged , , , , , , , , , , , , . Bookmark the permalink.