Музей современного искусства «Гараж» выпустил в свет книгу норвежского юриста, путешественника и коллекционера Эрлинга Кагге (Erling Kagge) «Как собрать коллекцию современного искусства и не разориться».
На счету у Э. Кагге шесть книг о путешествиях, философии и коллекционировании, переведенных на разные языки. Первые произведения искусства он приобрел в начале восьмидесятых годов прошлого века, за последующие сорок лет составил великолепное собрание. Швейцарский куратор и арт-критик Ханс Ульрих Обрист так характеризует эту сторону деятельности Кагге: «Коллекционер-первопроходец, который начинает собирать работы художников в самом начале карьеры и продолжает поддерживать их на протяжении творческого пути». В издании Кагге делится своим опытом коллекционера, дает советы и с юмором рассказывает о своих приобретениях. С кем общаться, чтобы развить талант к приобретениям, в какой момент покупать и продавать, как работать на опережение и как в целом покупать искусство, если у вас немного денег? В книге много ссылок на факты биографии и подробности сделок множества великих коллекционеров, галеристов и дилеров, а также выдержки из частных бесед Кагге с известными деятелями мира искусства.
Издание: Москва, Музей современного искусства «Гараж», 2021 год. Переводчик: Ю. Трубихина. Бумага мелованная, 200 стр., ISBN: 9785604538197. Вот ссылка на книгу в Лабиринте.
И несколько советов коллекционера из книги:
Ваш бюджет должен быть рабом вашей страсти, а не предметом ее. Здесь Кагге приводит высказывание именитого британского арт-дилера, сэра Джозефа Дювина, о картине Уильяма Тëрнера: «Если бы я обладал этой картиной, мне больше ничего не было бы нужно».
Для успешного коллекционирования надо быть не только одержимым, но и хорошо информированным. В то же время нельзя тратить слишком много времени на раздумья, покупать ли ту или иную работу.
Самый распространенный совет в арт-мире: покупайте то, что вам нравится. Это дурной совет! Большое искусство нередко пугает и ошеломляет, оно часто сложно.
Как составить более интересную коллекцию, чем у олигарха? У людей с неограниченным бюджетом обычно скучные коллекции. Кагге вспоминает фразу художницы Синди Шерман: «Хорошие коллекционеры хорошо информированы и готовы идти на риск, плохие коллекционеры идут со стадом».
С кем общаться в мире искусства? С художниками весело, и они могут рассказать о себе и их работах. Просмотр частных коллекций, обеды и выпивка с коллекционерами − все это способно не только многому научить, но и вдохновить. Кураторы и директора музеев обладают инсайдерской информацией о готовящихся выставках, а ретроспектива в серьезном музее, как правило, приводит к росту цен на работы художника. Миссия консультантов − видеть искусство вашими глазами. Но все-таки ключ от мира искусства находится у галериста.
Когда покупать работы художника? Не в самом начале карьеры (слишком рискованно), но все-таки до того, как цены станут слишком высокими. Однако в последней главе Кагге уточняет: «Обычно я перестаю покупать художника, когда чувствую, что у меня уже достаточно его работ. Я не покупаю больше не потому, что цены на него слишком высоки, а когда решаю, что мне хватит его работ, чтобы заполнить ими целую комнату».
Остерегайтесь шедевров! Будьте осторожны, если галерист начнет утверждать, что один из его художников − это новый Джефф Кунс, Энди Уорхол, Кристофер Вул, или станет рассказывать, что продает вам шедевр или что распродал все картины на выставке, но приберег одну в служебном помещении специально для вас (хотя, возможно, все это правда).