«Арт-детектив» − это еженедельная колонка Кати Казакиной для издания Artnet News Pro. В рубрике доступно рассказывается о том, что на самом деле происходит на арт-рынке. 18 марта Катя опубликовала статью о критическом положении, в котором сейчас оказалось российское искусство и отечественные коллекционеры в частности. Подзаголовок статьи: «Санкции окажут минимальное влияние на арт-рынок в целом. Но это не значит, что они не ударят олигархов по больному месту». Текст привожу в переводе редакции аукционного дома VLADEY. Запрещенные на территории РФ слова и термины заменены и выделены кавычками и курсивом. С английским оригиналом текста вы можете познакомиться по этой ссылке.
«Фонд коллекционера Игоря Цуканова три года работал над ретроспективой русского художника-нонконформиста Олега Целкова в Москве. После задержки, вызванной пандемией, и смертью художника в возрасте 87 лет в июле 2021 года, открытие было назначено на 1 марта в Московском музее современного искусства. За шесть дней до вернисажа Россия начала «спецоперацию» в Украине. В последующие недели на Киев посыпались бомбы, Запад объединился, чтобы отрезать Россию, ее финансовые институты и олигархов от финансовых и торговых потоков. В Москве закрылись многие частные музеи. Представители культурной элиты частично перебрались за границу, опасаясь преследований.
Несмотря на углубляющуюся изоляцию России, выставка «Олег Целков: Чужой» открылась с более чем ста картинами из двадцати пяти частных международных коллекций, доставленными самолетами из Нью-Йорка, Флориды и грузовиками из Европы. Целков, один из пионеров советского неофициального искусства, имеет большое количество поклонников в России и за рубежом. В декабре его «Мальчик с воздушными шарами» (1957) был продан на Sotheby’s за рекордную сумму в 760 612 долларов.
По словам Цуканова, несмотря на большое количество посетителей, открытие не было праздничным. Супружеская пара из США с украинскими корнями, которая предоставила две картины для выставки, позже попросила забрать их в знак протеста против «действий» России в Украине. (В итоге они согласились оставить картины, но попросили удалить свои имена). Некоторые гости плакали. «Люди осознали, что это будет последнее открытие на какое-то время», − сказал мне Цуканов на этой неделе из своего дома в Лондоне.
Сегодня пошла четвертая неделя военной операции, и Игорь Цуканов живет в новой реальности. Бывший банкир с двойным гражданством Великобритании и России не попал под санкции, тем не менее, его счета в европейских банках были в одночасье частично заблокированы. Как один из ведущих популяризаторов российского искусства, он не сможет организовывать в ближайшее время выставки в Лондоне. Об этом Цуканов предупредил на выездном «мозговом штурме», проведенном на прошлой неделе отделом русского искусства Christie’s.
Некоторым соотечественникам Цуканова приходится гораздо тяжелее. Среди российских миллиардеров, попавших под санкции США или Великобритании, несколько ведущих мировых коллекционеров: Роман Абрамович, Петр Авен и Андрей Мельниченко. Они не могут официально покупать или продавать какие-либо произведения искусства на Западе, а аукционные дома заявили, что не ведут дела с лицами из санкционных списков.
Торговля русским искусством также стала менее интересной. Sotheby’s, Christie’s и Bonhams отменили свои предстоящие аукционы русского искусства в Лондоне. «На данный момент все приостановлено», − сказала Джо Викери, соучредитель лондонской консалтинговой компании «Vickery Art» и бывший международный директор отдела русского искусства Sotheby’s.
Заметная сила на рынке искусства в начале 2000-х годов, российские миллионеры и миллиардеры устанавливали рекорды во всем, от Фаберже до Фрейда, толпами ездили на Art Basel в Майами-Бич, входили в советы крупнейших музеев, таких как Гуггенхайм и Тейт.
Дмитрий Рыболовлев, российский миллиардер, не попавший под санкции, потратил почти 2 миллиарда долларов на первоклассное искусство в период с 2003 по 2014 год, заплатив невероятные суммы за работы Гогена, Климта и Родена. Хотя с тех пор он продал многие работы себе в убыток, одна из них в 2017 году превзошла все ожидания: картина Леонардо да Винчи «Спаситель мира», проданная за 450 миллионов долларов, стала самым дорогим произведением искусства всех времен.
Влияние российских коллекционеров стало неуклонно снижаться после финансового кризиса 2008 года и первого раунда санкций, связанных с «присоединением» Крыма Россией в 2014 году. Ситуация начала меняться в 2018 году, когда новое поколение коллекционеров обратило внимание на современное российское искусство. Годовые продажи VLADEY, ведущего московского аукционного дома, работающего с местным искусством, выросли с 500 000 евро в 2013 году до 6 миллионов евро в 2021-м. И вот пришло время «спецоперации».
«Люди умирают», − сказал американский коллекционер, родившийся в России, − Кто может думать об искусстве»? Конечно, рынок русского искусства − это капля в мировом океане. По оценкам экспертов, его стоимость составляет от 50 до 80 миллионов долларов в год, что эквивалентно не более 0,16 процента от 50,1 миллиарда долларов мировых продаж в 2020 году, согласно отчету UBS о рынке искусства. Продажи российского современного искусства превысили 15 миллионов долларов в 2021 году, при этом сегодня российским галереям закрыта дорога на крупные арт-ярмарках Art Basel и Frieze. «Мы уже давно изолированы от мировых рынков, они нам не доступны», − сказал один из московских дилеров.
Российские коллекционеры ворвались на мировую арт-сцену через десять лет после распада Советского Союза. Началось все с возврата вывезенных сокровищ обратно в Россию. В 2004 году Виктор Вексельберг, недавно попавший под санкции, заплатил около 100 миллионов долларов за девять императорских яиц Фаберже из семейной коллекции семьи Forbes. Три года спустя коллекция виолончелиста Мстислава Ростроповича из 450 произведений, оцененная на Sotheby’s в 20 миллионов фунтов стерлингов, была выкуплена в частном порядке Алишером Усмановым, еще одним недавно попавшим под санкции миллиардером.
Настало время покупок западного искусства. В 2008 году Мельниченко заплатил рекордные цены за картины Моне, которые по слухам размещены на одной из двух его мега-яхт. Абрамович потратил 86,3 миллиона долларов на «Триптих» Фрэнсиса Бэкона и еще 33,6 миллиона долларов на картину «Социальная смотрительница спит» Люсьена Фрейда. Обе работы были куплены по рекордным ценам на аукционах. Крупные аукционные дома отправляли свои топ-лоты в Москву на выставки-превью. В 2007 и 2008 годах галерея Гагосяна организовала в столице России две групповые выставки, последняя из них как раз совпала с крахом «Lehman Brothers». «Все распродано», − сказал коллекционер, родившийся в России, купивший у Гагосяна работу Джеффа Кунса.
На этом история любви закончилась. По словам московского галериста, после финансового кризиса многие российские коллекционеры осознали, что они не были первыми, кому предлагались настоящие шедевры современного искусства, да и часто приходилось переплачивать. Легендарные российские коллекционеры начала XX века Сергей Щукин и Иван Морозов создали одни из лучших коллекций западного авангардного искусства своего времени, а «сейчас нет ни одной российской коллекции, которая могла бы соперничать, скажем, с коллекцией Франсуа Пино», − сказал галерист.
После 24 февраля Московский музей современного искусства обратился к Игорю Цуканову с просьбой продлить работу выставки Олега Целкова. «Новых проектов сейчас нет, я согласен», − ответил он. Сейчас Цуканов также занялся гуманитарной деятельностью для Украины. Оксана Мась, которая изучала искусство в Одессе и представляла Украину на Венецианской биеннале в 2011 году, попросила Цуканова помочь ей продать 50 картин из ее коллекции. По словам галериста, вырученные средства она хочет направить в помощь украинским беженцам. «Я вообще не был уверен, как все пойдет. Но я был приятно удивлен общим энтузиазмом. Мы уже продали работ на 400 000 фунтов стерлингов, и соберем больше. У меня есть идея экспозиции украинского искусства в Лондоне. После «спецоперации», сейчас не время», резюмировал Игорь Цуканов».