Издательство «Individuum» выпустило на русском языке книгу Ари Херстанда «Как достичь успеха в музыкальном бизнесе». Это исчерпывающее руководство для всех, кто хочет стать профессиональным музыкантом. В издании есть ответы на главные вопросы, которые могут возникнуть на пути к успеху. Зачем нужен лейбл в XXI веке? Сколько стоит оборудование для домашней студии? Как планировать гастроли? Какие сервисы будут полезны начинающему музыканту? Одним словом, автор дает практические советы, как найти слушателей и начать зарабатывать. Вот лишь некоторые выдержки из книги:
Почему никому нет дела до вашей музыки
«Людям может понравиться музыка, но любить они будут вас. Вы должны уметь рассказать свою историю таким образом, чтобы они смогли ощутить с вами связь на личном уровне». Хантер Скотт (Lafamos PR)
«Самое обидное − это выпустить альбом, над которым вы работали последние два года (и в который вложили гораздо больше денег, чем у вас есть), чтобы он просто помаячил тут и там и сгинул, так и не сумев привлечь к себе внимание. Этот сюжет знаком каждой небольшой группе на планете. Некоторые из них выпускают действительно блестящие альбомы с первоклассными исполнителями и бесподобными песнями. Почему же никому нет до них дела, если все так безукоризненно? Потому что не хватает истории.
У каждого есть в запасе превосходная история, но многие этого не осознают. Люди любят держать руку на пульсе, чтобы иметь возможность рассказать друзьям предысторию своей новой любимой группы. Радиостанциям нравится, когда они могут коротко объяснить, чем вы отличаетесь от других групп. Джимми Фэллону парой фраз нужно так представить гостя, чтобы зацепить зрителей. А журналистам тем более нужна история, о которой можно написать.
Когда вы в последний раз читали в вашем местном издании (или на Pitchfork) обзор группы, где обсуждалась бы музыка: структура песни, гитарное звукоизвлечение, гармонические и мелодические решения, звучание ударных, сыгранность, новаторское синкопирование, разнообразие размеров, звуковые фантазии, необычные студийные приемы, услышанные ими на записи, но не обозначенные в пресс-релизе? То, чем восторгаются музыканты, журналистам и среднестатистическим слушателям, как правило, до лампочки.
Вот где, друзья мои, заключается непонимание и вот почему существуют пресс-атташе и менеджеры. Эти талантливые ребята помогают создать интереснейшую историю, которую не музыканты действительно захотят прочитать.
Но до поры до времени вы сами будете и своим пресс-атташе, и менеджером. Вам придется найти самую интересную историю для вашего проекта и не отступать от нее. Никогда. Она должна быть встроена в биографию вашей группы, указана во всех пресс-релизах, рассказана в интервью и описана везде, где только можно. Это история в духе: «Его открыли, когда он был уличным музыкантом в Лос-Анджелесе, − теперь его хиты возглавляют радиочарты». Как альбом Адель, посвященный расставанию. Или личная жизнь Тейлор Свифт. Путаница в The White Stripes: брат/сестра, муж/жена, бывший муж/бывшая жена. Бруно Марс, Меган Трейнор и их неафишируемые карьеры авторов песен. Альбом Bon Iver, записанный в охотничьем домике на севере леса в Висконсине. Инкогнито Marshmello с ведром на голове.
Вам нужно что-то, о чем захочет написать каждый газетчик. История, которая сметет с первой полосы все остальные альбомы. Которую каждый ваш фанат будет рассказывать друзьям, ставя им ваши видео на YouTube. Некоторые группы прибегают к уловкам: выступают в костюмах или привлекают внимание странными инструментами. И это нормально. Лишь бы была конкретная история, о которой люди могут говорить. Классная песня − это одно, но классная песня с потрясающей предысторией − это то, что действительно привлечет внимание и запомнится.
Итак, какова ваша история? Она есть у каждого. На самом деле у людей есть миллионы разных небольших историй, которые определяют, кем они являются. Но биография вашей группы не должна состоять из предысторий всех участников: о том, как все вы с раннего возраста начали брать уроки фортепиано, а потом собрались в школе, чтобы основать «величайшую группу всех времен». Это настолько уныло, что аж злости не хватает. Это не делает вас особенным. Может, вы преодолели какие-то личные трудности? Чем вы занимаетесь помимо музыки? Вы страстный читатель фантастических романов? Играете в американский футбол по выходным? Джон Колтрейн − ваш двоюродный дедушка?
Ваша история должна помогать вашему проекту. Когда люди будут слышать ее, приходить на ваши концерты, листать ваш инстаграм, слушать альбомы, смотреть видео на YouTube, следить за «сториз» в Snapchat, у них все должно складываться в единую картинку. Так что продумайте вашу историю заранее. Обрамите ей свою биографию и незаметно вплетайте во все, что вы делаете. Но только искренне.
Нравится вам это или нет, но история так же важна, как музыка. Это очень болезненно, я знаю. Уже чувствую, как у вас подскочило давление. Подышите. Вдох. Выдох. Так вы хотите добиться успеха как музыкант? Тогда придется принять эту истину. Это раньше музыканты могли перекладывать на маркетинговые отделы и PR-агентства создание истории и ее подкрепление с помощью альбомов и промотуров. Сегодня же вы сами должны владеть этим ремеслом.
А вы думали, что вы музыкант?
А теперь перейдем к главному разочарованию, с которым каждому музыканту рано или поздно приходится смириться: вы никогда не сможете зарабатывать только музыкой. Чем раньше вы это примете, тем раньше сможете наладить свою музыкальную карьеру. Вроде бы звучит очевидно, но я встречаю огромное количество музыкантов, считающих, что можно преуспеть, просто записывая отличные песни и альбомы и давая хорошие концерты. Разумеется, важно делать хорошую музыку. Это фундамент. Основа всех основ. Она должна у вас быть еще до того, как вы начнете следовать советам из этой книги. Но это далеко не все (и вообще-то никогда не было всем), о чем стоит беспокоиться музыкантам.
Как вы будете выступать, если не можете организовать концерт? Как на ваше шоу придут люди, если вы не умеете себя продвигать? Как вы собираетесь наращивать фан-базу, если не знаете, как (куда, или − боже мой! − зачем) загружать свои песни онлайн? Как вы будете получать пассивный доход, если еще не научились собирать свои отчисления? Как вас заметят, если вы не знаете, как подступиться к критикам и инфлюенсерам?
Слишком много музыкантов верит, что от них требуется только записать одну классную песню, закинуть ее на YouTube или SoundCloud и просто ждать, когда она завоюет мир или «кто-нибудь» ее «откроет».
Поверьте, я бы сам хотел жить в мире, где величайшая музыка на свете моментально обретает признание, обожание и (финансовое) вознаграждение. Но в реальности это далеко не так. Ну! И что вы теперь будете делать? Будете, как все, сидеть сложа руки и ныть, «какие люди тупые», потому что любят «неправильную» музыку (пока ваша исчезает в небытие), − или начнете пахать, чтобы ваше творчество получило заслуженное внимание? Выбор за вами.
Правило 50/50
«Если бы у меня осталось всего два доллара, один я бы потратил на пиар». Билл Гейтс
Делите время поровну между музыкой и бизнесом. На ранней стадии, конечно, большая часть времени будет тратиться на музыку, потому что бизнеса как такового у вас еще нет. Но этот период не в счет. Это стадия инкубации. Стадия развития. Но как только вы решили, что музыка станет вашей работой, в игру вступает правило 50/50. Когда вы будете сочинять и записывать альбом, музыка займет 80 % вашего времени. Но этот баланс восстанавливается после выпуска альбома, когда 80 % вашего времени будет уходить на его промоушн (то есть бизнес-часть).
Когда вы не работаете над конкретным проектом, вам следует поровну делить каждый день (или хотя бы каждую неделю) между карьерой и музыкой. Например, с воскресенья по вторник вы пишете песни, занимаетесь музыкой и репетируете. Тогда время со среды по пятницу посвятите букингу, продвижению, социальным сетям, наращиванию связей и изучению нового. Если вы музыкант и вас одолевает скука от безделья, вы что-то делаете неправильно. Мне не было скучно с тех пор, когда по телевизору все еще шли «Друзья».
Но правило 50/50 касается не только вашего времени. Оно распространяется и на финансы. 50 % ваших денег должно вкладываться в искусство, а другие 50 % − уходить на его продвижение. Звучит достаточно просто, но вы не поверите, сколько музыкантов собирают на краудфандинге по 10 тысяч долларов, затем 12 тысяч тратят на создание альбома и всего 27 на раскрутку. Если запись альбома обходится в 12 тысяч, то собирать на него нужно 24 тысячи. Если вы не уверены, что вам удастся собрать необходимую сумму, то запишите мини-альбом или найдите способ сократить расходы. Нет никакого смысла в том, чтобы потратить кучу денег на шедевр, который никто не услышит. А если не вложиться в маркетинг и раскрутку, то именно это и произойдет. И точка».