Новости мирового арт-рынка. 11 марта аукционный дом Christie’s продал цифровую работу художника Майка Винкельманна (Mike Winkelmann), более известного как Beeple, за 69 346 250 долларов. Произведение Бипла «Everydays − The First 5000 Days» («Каждый день − Первые 5000 дней») представляет собой компьютерный коллаж в формате jpg (размер 21 069 x 21 069 пикселей). Автор на протяжении тринадцати лет ежедневно создавал по одному цифровому изображению, добавляя его в общую мозаику работы. Каждый фрагмент начинался с простых набросков на бумаге, а затем отрисовывался в графических редакторах. Тематически эти концептуальные упражнения выглядят как сатирические иллюстрации, освещающие американскую политику, интернет-культуру, мировые события и многое другое. Продажа файла на открытых торгах привлекла внимание к Биплу как к одному из самых успешных художников в мире, поскольку стоимость его опуса стала третьей по величине аукционной ценой среди произведений искусства, созданных ныне живущим художником.
Но как получилось, что обычный jpg, который легко скачивается из Интернета, возможно продать на Christie’s, торгующем искусством с 1766 года, и еще за такие деньги? Цифровое искусство имеет прочную историю, восходящую еще к шестидесятым годам прошлого века. Однако легкость копирования делала практически невозможным определить происхождение и ценность носителя. Сегодня цифровые файлы продаются в сети как NFT (non-fungible token) или «невзаимозаменяемые токены», что дает каждому такому произведению уникальную и постоянную подпись, позволяющую аутентифицировать его так же, как традиционную картину. Так возник феномен криптоискусства, а технология NFT позволяет реализовывать его через блокчейн (blockchain), как криптовалюту. Внедрение «невзаимозаменяемых токенов» дает возможность коллекционерам и художникам в равной степени проверить законного владельца и подлинность цифрового произведения искусства, зашифрованного неподдельной подписью автора и однозначно идентифицированного в блокчейне.
Первый опыт аукционного дома Christie’s с этой инновационной технологией произошел в ноябре 2018 года, когда компания зарегистрировала всю коллекцию американского искусства XX века Барни А. Эбсворта из сорока двух лотов на блокчейне «Artory». Коллекцию оценили более чем в 322 миллиона долларов, и это стало первым случаем, когда собрание такого уровня было зарегистрировано в цифровом виде. В декабре 2020 года серия Майка Винкельманна «The Complete MF Collection», состоящая из двадцати цифровых работ, была реализована за 3,5 миллиона долларов за один уик-энд. Естественно, с помощью технологии NFT. Судя по успеху продаж произведений Бипла на Christie’s, мы можем ожидать еще больше подобных историй в будущем. Фото: © Mike Winkelmann / © Christie’s (2021).