Уже через несколько дней после введения карантина, европейцы, американцы и жители стран Азии принялись расписывать свои медицинские маски и респираторы смешными рожицами. Этот флэшмоб − не более чем реакция нормального человека на ситуацию с всеобщей изоляцией и неразберихой. Маска всегда − или способ закрыться от других, или − показать себя с неожиданной стороны. Если не углубляться в психологию данной темы, посмотрим, как использовали маски представители творческих профессий прошлого века. Конечно, в этой заметке речь пойдет не о медицинских масках…
Американский художник-карикатурист Сол Стейнберг (Saul Steinberg) был человеком талантливым и остроумным. Больше всего в жизни он ненавидел уныние и скуку, которую оно порождает. Однажды, в 1958 году его манхэттенскую квартиру посетила фотограф Инге Морат (Inge Morath). Когда она позвонила в дверь, Сол Стейнберг быстренько натянул на голову бумажный пакет с нарисованной черным фломастером гримасой. Ингу этот перформанс очень рассмешил. Она сфотографировала художника с пакетом на голове, после чего у них возникла идея сделать серию фотографий, объединенных общей концепцией. В 2000 году, уже после смерти Стейнберга, вышла книга «Saul Steinberg Masquerade» под авторством Инге Морат. В ней были помещены фотографии разных людей, на головы которых натянуты бумажные маски, нарисованные художником в конце 1950-х − начале 1960-х годов. Его маски кажутся простыми и безыскусными, но по словам автора, каждый из этих образов представляет собой опыт постороннего, вглядывающегося в себя. «Маска − это защита от откровений. Конечно, в них есть что-то полезное, они необходимы, но в них есть также и что-то уродливое, потому что они отнимают у людей всю поэзию, непосредственность жизни. Чем более организованно общество, тем больше у нас этих масок». Сол Стейнберг