Художникам в наше время живется непросто. Несмотря на наличие творческих союзов, профессиональных сообществ и соцсетей, многие авторы находятся в критическом положении. Причина, я думаю, не только в том, что арт-рынка в России практически нет, но и в том, что каждый художник сегодня чувствует себя брошенным: государство от него отвернулось, предоставив полную свободу выживать самостоятельно. В качестве ИП или «самозанятых» граждан. Вы скажете: есть же Союзы художников! Неужели? Много ли от них толку, если любой Союз можно законодательно расформировать без причины, как случилось с МКСХ в 2017 году. Тогда Минюст ликвидировал Международную конфедерацию союзов художников, отобрав заодно все их фонды, включая ЦДХ. Сегодня творческие союзы не могут толком отстоять даже свои мастерские, которые под разными предлогами городские чиновники выводят из под их ведения.
Не менее трудно приходится начинающим художникам. Галерейный бизнес у нас в очень плачевном состоянии. Есть несколько достойных брендов, но работают они только с небольшим числом известных авторов, имена которых уже раскручены. Большинство же действуют по принципу художественного салона. Начинающим и податься-то некуда.
В соцсетях дела обстоят не лучше. С одной стороны любому художнику хочется конструктивной критики от более опытных коллег, а с другой − продаж и похвалы зрителей. Если с похвалой еще более-менее получается, то с продажами и с конструктивной критикой совсем плохо. Маститые художники смотрят на молодых с долей высокомерия, на равных − с затаенной завистью. Локальная взаимопомощь у творческих людей присутствует, но ее явно не достаточно. Что-то надо с этим делать… Наверное, для начала постараться быть более чуткими друг к другу, открытыми, незашоренными. Я заметил, что на Западе нет такого острого разъединения художников по принципу: «традиционалист» − приверженец «contemporary art». Люди, работающие в совершенно противоположных направлениях нормально общаются, дружат, вместе обедают. В России такого нет. Скрипят зубами друг на друга и вечно спорят, ктó стоит на более «правильных» позициях. Наверное, это пережиток извечной классовой борьбы, которая в крови у каждого соотечественника. А вот я считаю, что нет никакого «современного» искусства или «классического» искусства. Есть просто Искусство.
Хорошо сформулировала ответ на вопрос, вынесенный в заголовок, иллюстратор Натали Ратковски в своем блоге: «Подавляющее большинство населения нашей планеты очень далеко от искусства и желания внутреннего роста и развития. Нам только кажется, что нас, творческих людей, толпы, и мы то и дело локтями толкаемся за место под солнцем. На деле же большинство людей ведут очень простую, незамутненную поисками жизнь.
Просто мы крутимся абсолютно ежедневно в картинках, выставках, статьях и прочем. С соцсетями сейчас вообще сплошным потоком идут чужие успехи в ленте, и кажется, что ты один камнем лежишь, под который и вода не течет. А между тем, мы, творческие люди, − меньшинство на этой планете, которое заботится о душевной красоте и развитии этого безумного мира. И пирог − спрос именно на наши таланты и навыки − настолько велик, что его хватит на всех в нашей маленькой группе. Да, мы иногда завидуем ближнему, что у него получилось, а у нас нет. Да, мы страдаем и бываем порою непростительно требовательны к себе. Мы бываем слишком категоричными и слишком слепыми. Но все это еще не причина бороться друг с другом, вместо того, чтобы больше обмениваться опытом и помогать зарабатывать деньги и славу. Так что вот вам мои пять причин, почему художники должны уже перестать обижать друг друга.
1. Нас слишком мало и из нашей группы ежедневно убывает: художники уходят в мир иной или складывают руки от отчаяния;
2. Большинство из нас слишком мало зарабатывает, и будет еще меньше, если мы не договоримся друг с другом;
3. Обмен живым опытом творит чудеса: без взаимного вдохновения и перетекания навыков и наработок нет роста;
4. Злоба, забывчивость, неуважение и прочий негатив порождают только себе подобное;
5. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на ссоры вместо любимого искусства».