Ерническая, но познавательная пошаговая инструкция Владимира Богданова о том, как эффективно развалить арт-рынок в России. Скорее, даже не инструкция, а почти констатация свершившегося. (Хотя, конечно, возникает логичный вопрос: как можно разваливать то, чего фактически не существует?) Почитайте на досуге. Вот лишь несколько цитат:
«Не следует чрезмерно форсировать процесс вытеснения участников арт-рынка с престижных и раскрученных торговых площадок. Лучше осторожно растянуть его на несколько лет: сначала уничтожать наиболее уязвимые торговые форматы, постепенно увеличивая натиск. От «Арт-Москвы», «Арт-Манежа» нужно постепенно перейти к Антикварному Салону. Знаковым событием, подтверждающим успех избранной тактики, можно считать взятие площадки ЦДХ, выполнявшего роль неформального штаба антикварного рынка (самого сильного на рынке искусства).
Объединения и активных деятелей арт-рынка нужно заставить перейти от стратегии развития к тактике обороны. Важно, чтобы Конфедерация антикваров и объединения коллекционеров вместо работы на будущее и повышения эффективности были поглощены юридическими спорами, изобретали временные схемы организации торговли, занимались поиском «лазеек» в ужесточающихся законах и защитой от нападок государственных и окологосударственных структур. Заблокировать экспортные возможности для художников и участников рынка (торговцев). Под притворно-патриотическую риторику, под лозунгом «не дадим растащить национальное достояние» нужно сохранить самые неповоротливые регламенты для вывоза за рубеж живописи, графики и скульптуры. А лучше даже ужесточить. Действовать надо решительно: публика быстро привыкает к любому абсурду. Например, художников, самостоятельно продающих свои собственные произведения, нужно обязать получать унизительные справки, что их картины не являются культурной ценностью. Узаконить и поощрять волюнтаристские решения в части назначения вывозных пошлин. С целью максимального их завышения. В частности, нужно позволить назначать пошлины, выбирая базой для их начисления максимальные аукционные цены на картины художника, без учета фактического класса вывозимой работы.
Нужно вложить в головы потенциальных покупателей ощущение, что современное искусство — это в первую очередь скандалы, публичные непотребства, политические провокации и вероломное издевательство над прежними идеалами красоты. Нужно последовательно «промывать мозги», чтобы нормальные люди шарахались от слов «современное искусство», как «заводной апельсин» от сцен насилия. Непредсказуемо менять правила игры и законодательно принимать нововведения, заведомо неприемлемые для участников рынка. Например, можно федеральным законом обязать продавцов под страхом штрафов и санкций передавать персональную информацию об их контрагентах сторонней негосударственной организации. Да хоть бы и государственной. Известно, что информация о клиентах составляет коммерческую тайну. А ее невольное разглашение лишит законопослушных торговцев в лучшем случае части их клиентов.
Регулярно поднимать на публичном уровне тему «налога на роскошь» для частных коллекционеров и постановки их «на учет». Идеи об обязательной регистрации произведений искусства для их перепродажи, а также введение реестров культурных ценностей − это эффективный способ напугать тех, кто планировал коллекционировать искусство. Риск того, что государство может «взять на карандаш» и общая обстановка недоверия к системе оттолкнут от рынка искусства часть платежеспособной аудитории и в целом замедлят формирование нового класса коллекционеров. Важно, что для этого даже не обязательно предпринимать практические шаги, достаточно вербальных интервенций. Стоить всегда помнить, что главная движущая сила рынка искусства − это платежеспособный спрос со стороны культурных слоев общества, ценителей и коллекционеров. Опорой арт-рынка в России является образованный высший средний класс с ежемесячным доходом 300 000–500 000 рублей. На них и нужно сконцентрировать основной удар. К счастью, они пугливы. Склонность этих людей к покупкам сильно зависит от рациональных экономических ожиданий. Или другими словами, от веры в ближайшее будущее. Покупатели не склонны к риску и в массе своей «слабы на рану». Поколебать их намерения, создать нервозность, подтолкнуть к отказу от покупок на практике будет довольно несложно. Образованные люди с доходами выше среднего должны постоянно чувствовать, что в любой момент могут оказаться перед необходимостью быстрого отъезда за рубеж. И они не должны расставаться с мыслью, что собранные за многие годы коллекции русского искусства им, скорее всего, вывезти не удастся. Все в наших силах. Даже если закон позволяет, то регламенты, к счастью, сделаны так, что на вывоз может не хватить времени».
Ну и так далее. Всего в статье двенадцать пунктов. Значительная часть ответственной подрывной работы в отношении русского рынка искусства уже проделана. Как говориться, мы движемся полным ходом назад, во времена рисковых барыг, расторопных спекулянтов и контролирующих все органов…