В кинофильмах главное − сценарий, а зрелище, как ни странно, вторично. Фильмы, в которых установка была сделана только на участие знаменитых актеров, экшн, эпатаж и спецэффекты, рано или поздно потускнеют и уступят место более изощренным в визуальном плане картинам. Поэтому рейтинг, составленный недавно журналом Empire на основе зрительских опросов, объективен лишь постольку, поскольку субъективны сами опрашиваемые. Справедливо, что первое место досталось «Крестному отцу», и понятно почему дальше следуют «Звездные войны», «Челюсти», и разные там «Братства кольца». Это все хорошие, но одноразовые, в общем-то, фильмы. Думаю, что готовых рецептов успешного кино не существует. Почему две первые части «Крестного отца» (третью, понятно дело, не рассматриваем) стали киноклассикой? Ведь очевидно, что этот фильм не старается понравиться: он нетороплив, малозрелищен, прост и архаичен по структуре. И тем не менее − перед нами шедевр актерской работы: почти все персонажи аутентичны и убедительны до предела; а некоторые просто − убийственно великолепны. Фильм снят крепким режиссером, с соблюдением всех особенностей места и времени действия, а главное − у «Отца» отличный сценарий, хоть в театре его ставь.
Какие фильмы я считаю удачными? Вот мой скромный и однозначно субъективный список (из тех фильмов, что чаще пересматриваю):
1. «Будучи там» (в нашей стране известен как «Садовник»), реж. Хэл Эшби, 1979.
2. «Большой Лебовски», реж. Джоэл и Итан Коэны, 1998.
3. «Крестный отец – I и II», реж. Френсис Форд Коппола, 1972, 1974.
4. «Тренировочный день», реж. Антуан Фукуа, 2001.
5. «Схватка», реж. Майкл Манн, 1995.
6. «Гленгарри Глен Росс» (в нашей стране известен как «Американцы»),
реж. Джеймс Фоли, 1992.
7. «Побег из Шоушенка», реж. Фрэнк Дарабонт, 1994.
8. «Криминальное чтиво», реж. Квентин Тарантино, 1994.
9. «Джеки Браун», реж. Квентин Тарантино, 1997.
10. «Старикам здесь не место», реж. Джоэл и Итан Коэны, 2007.
11. Сериал HBO «Подпольная империя», создатель Теренс Уинтер, 2010-2014.
12. «Казино», реж. Мартин Скорсезе, 1995.
13. «Малавита», реж. Люк Бессон, 2013.
14. «Лучше не бывает», реж. Джеймс Брукс, 1997.
15. «Обещание», реж. Шон Пенн, 2001.
16. «Малышка на миллион», реж. Клинт Иствуд, 2007.
17. «Чикаго», реж. Роб Маршалл, 2002.
18. «Славные парни», реж. Мартин Скорсезе, 1990.
19. «Жестокий романс», реж. Эльдар Рязанов, 1984.
20. «Пролетая над гнездом кукушки», реж. Милош Форман, 1975.
21. «Сияние», реж. Стенли Кубрик, 1980.
22. «Зелиг», реж. Вуди Аллен, 1983.
23. «О где же ты, брат?», реж. Джоэл и Итан Коэны, 2000.
24. «Резня», реж. Роман Полански, 2011.
25. «Престиж», реж. Кристофер Нолан, 2007.
26. «Талантливый мистер Рипли», реж. Энтони Мингелла, 2000.
28. «Двадцатый век», реж. Бернардо Бертолуччи, 1976.
29. «Хранители», реж. Зак Снайдер, 2009.
30. «Быть Джоном Малковичем», реж. Спайк Джонз, 1999.
31. «Омерзительная восьмерка», реж. Квентин Тарантино, 2015.
32. «Собачье сердце», реж. Владимир Бортко, 1988.
33. «Кофе и сигареты», реж. Джим Джармуш, 2003.
34. «День сурка», реж. Харольд Рэмис, 1993.
35. «Темный рыцарь», реж. Кристофер Нолан, 2008.
36. «Назад в будущее-1,2,3», реж. Роберт Земекис, 1985, 1989, 1990.
37. «Собака Баскервилей», реж. Игорь Масленников, 1981.
38. «Форест Гамп», реж. Роберт Земекис, 1994.
39. «Мертвец», реж. Джим Джармуш, 1995.
40. «Бойцовский клуб», реж. Дэвид Финчер, 1999.
41. «Запах женщины», реж. Мартин Брест, 1992.
42. «Шоу Трумана», реж. Питер Уир, 1998.
43. «Служебный роман», реж Эльдар Рязанов, 1977.
44. «Изгой», реж. Роберт Земекис, 2000.
45. «Игра», реж. Дэвид Финчер, 1998.
46. «Тот самый Мюнхгаузен», реж. Марк Захаров, 1979.
47. «Пес-призрак: Путь самурая», реж. Джим Джармуш, 1999.
48. «Скромное обаяние буржуазии», реж. Луис Бунюэль, 1972.
49. «Место встречи изменить нельзя», реж. Станислав Говорухин, 1979.
50. «Американский друг», реж. Вим Вендерс, 1977.
51. «Братья Блюз», реж. Джон Лэндис, 1980.
52. «Госфорд-парк», реж. Роберт Олтмен, 2001.
53. «Бёрдмэн», реж. Алехандро Гонсалес Иньярриту, 2014.