Спилберг снимает фильмы трех видов − хорошие, проходные и гениальные. Хорошие фильмы снимать нетрудно − их главная задача понравиться массовому зрителю («Индиана Джонс», «Парк Юрского периода», «Челюсти»). Проходные фильмы снимаются для инвесторов, их цель – как можно более торжественно повышать пафос США как оплота мира и демократии во всем мире («Спасти рядового Райана», «Амистад», «Линкольн»). Гениальных фильмов у Спилберга − раз, два и обчелся. Тем не менее, именно эти картины создают ему имидж великого режиссера, коим он, безусловно, является. В гениальных фильмах Спилберга чувствуется общее: он не старается никому понравиться, он способен добиться сюжетного напряжения самыми элементарными средствами, а главное − в этих картинах ничего ни прибавить, ни убавить не удастся. К этим картинам невозможно снять сиквел, приквел, ремейк, они самодостаточны и универсальны. Хотя и не обязательно так просты, как кажется поначалу. Речь идет о двух гениальных фильмах – «Дуэль» и «Список Шиндлера». Писать о них в общем-то бесполезно, замечу только, что «Дуэль» − это картина-саспенс, ранняя, чуть ли не дебютная постановка режиссера, вышедшая на телеэкраны в 1971 году, и ставшая примером того, как можно снять классное, культовое кино практически за две копейки. О «Списке Шиндлера», наоборот, написано уже очень много; это самый личный, некоммерческий по задумке проект Спилберга, обернувшийся, впрочем, огромным кассовым и художественным успехом. Фильмы снятые не по шаблону крайне самобытны, хотя, в немалой мере, именно Спилберг − автор ряда кинематографических штампов, взятых на вооружение Голливудом и с успехом копируемых другими режиссерами.
Сегодня Стивену Спилбергу исполнилось 70 лет. Он самый известный и влиятельный режиссер в мире кино. Интересно, что в юности он дважды пытался поступить в киношколу при Университете Южной Калифорнии. И дважды его отвергли с резюме − «слишком бездарен». Удивительно, но талант художника обычно мало согласуется с общими стандартами, даже творческими (можно вспомнить другого самородка − Квентина Тарантино). И как бы не сложилась дальше карьера Спилберга, того что сделано им в кинематографе на сегодняшний день, за глаза хватит, чтобы считать его главным режиссером нашего времени.