Айвазовский − это не Серов. На выставку Айвазовского ходить не надо в принципе. Уж поверьте мне − никакого ажиотажа с бешенными очередями и ломаниями дверей Ивану Константиновичу не видать, и слава Богу. Это правильно и справедливо, поскольку Айвазовский и хороший вкус − это понятия-антонимы. Прошу простить меня всех айвазовскоманов и маринистов, но это так.
«…Он разменял все свое большое дарование и свою истинно художественную душу на продажный вздор. Он перешел… через все границы приличия и сделался прямо типом «рыночного» художника, имеющим уже, скорее, что-то общее с малярами и живописцами вывесок, нежели с истинными художниками. Одно имя Айвазовского сейчас же вызывает воспоминание о какой-то безобразной массе совсем тождественных между собой, точно по трафарету писанных, большущих, больших, средних и крошечных картин. Все волны, волны и волны, зеленые, серые и синие, прозрачные как стекло, с вечно теми же на них жилками пены и покачнувшимися или гибнущими кораблями, с вечно теми же над ними пасмурными или грозовыми облаками. Если б была возможность собрать эту подавляющую коллекцию в одну кучу и устроить из нее гигантский аутодафе, то, наверное, тем самым была бы оказана великая услуга имени покойного художника и искусству, так как только после такой очистки можно было бы оценить в Айвазовском то, что было в нем действительно хорошего». Александр Бенуа