По сообщениям СМИ, сегодня произошел очередной инцидент в здании столичного Манежа, где открылась экспозиция «Скульптуры, которые мы не видим». Группа активистов, возглавляемая лидером православного общественного движения «Божья воля» Дмитрием Цорионовым (он же – Энтео), возмутилась выставленными в Манеже работами советских художников-нонконформистов и объявила о своей готовности выставку разгромить. Речь идет о скульптурах 1954 – 1968 годов, которые по мнению активистов оскорбляют чувства верующих. Дмитрий Энтео обратился к посетителям выставки и заявил, что некоторые экспонаты, изображающие распятия, якобы выставлены в нарушение закона Российской Федерации «О защите чувств верующих», после чего отдельные предметы искусства были участниками акции повреждены. Сначала появилась информация, что было уничтожено несколько скульптур, среди которых работа известного советского скульптора Вадима Сидура «Снятие с креста», потом выяснилось, что последствия погрома несколько преувеличены. Сам Цорионов заявил, что он и его сторонники не разбивали скульптуры на выставке, а «была разбита тарелка из магазина IKEA, которая была подставкой под одной из работ». Интересно другое. Обычные посетители выставки хоть как-то пытались спасти экспонаты, но у них ничего не получалось. Охранники практически не вмешивались в конфликт, несмотря на то, что в зале находилось около тридцати человек, и только десять из них относились к группе православных активистов. Получается, что четверо или пятеро охранников практически бездействовали. Через некоторое время приехала полиция и нарушителей порядка доставили в ОВД «Китай-город».
Тут возникает несколько вопросов, безотносительно того, кто в этой ситуации прав или виноват. Вопросами веры и свободы творческого самовыражения пусть занимаются суды, искусствоведы и представители церкви. Важно вот что: вы заметили, что культурно-общественные места, к которым, безусловно, относятся все выставочные залы и музеи, охраняют, в основном, пожилые женщины и безоружные дяденьки с бейджиками, способные, в лучшем случае, к увещеваниям. (Это относится не только к нашей стране: известно немало примеров, когда грабители среди бела дня, и почти беспрепятственно выносили из музеев ценные полотна, а вандалы беззастенчиво уничтожали и портили шедевры мирового искусства). А жизнь и здоровье людей чего-нибудь стоят? Что мешает группе современных террористов захватить пару десятков посетителей крупного музея? Почему обычное банковское отделение охраняют полицейские с автоматами, а выставочный зал с бесценными произведениями искусства охраняет лишь старая добрая сигнализация? Какие-то выводы на будущее уже можно, наверное, сделать?