Материальное благополучие большинства художников, иллюстраторов и дизайнеров напрямую зависит от КРУТОГО ЗАКАЗЧИКА, со всеми его дедлайнами, заморочками, проблемами и тараканами, прячущимися глубоко в его мозговых извилинах. Сомнительная формулировка, гласящая, что клиент всегда прав, к сожалению, порочна по своей сути. Как же победить в себе оторопь перед этим лукавым и нахрапистым существом, именующим себя КЛИЕНТОМ, КОТОРЫЙ ВСЕГДА ПРАВ, и, одновременно, не утратить чувства собственного достоинства? Как организовать свою творческую работу наилучшим образом? Универсальных ответов на такие вопросы нет, и быть не может, но некоторые, поверенные временем рецепты все же существуют. Вот немного бесценной мудрости (это я без иронии) от иллюстратора и блогера Натали Ратковски:
• Никогда не предлагайте свою помощь первыми. Люди должны прийти за ней сами, чтобы оценить ваш вклад и быть благодарными за ваши усилия.
• Никогда не извиняйтесь за чужие промахи. Иначе именно вы станете козлом отпущения.
• Вы ничего не должны людям, которые добровольно согласились на ваши условия.
• Никогда не советуйте людям что-то одно. Если просят – советуйте от души, т.е. много. Пусть учатся нести за себя ответственность сами.
• Никогда не рассказывайте о своих слабостях или промахах из «прошлых жизней». Они, промахи, есть у каждого, но проговоренные вслух, они будут всегда использованы против вас. При любом раскладе.
• Не работайте бесплатно. То, что ничего не стоит, не стоит ничего.
• Благими намерениями выстлана дорога в ад. Рабочее место не терпит альтруизма.
• Никогда не делайте одолжений людям, которые к этому не готовы.
• Никогда не делайте работу, которую по словам заказчика нужно было сделать еще вчера. Пусть приходит как минимум позавчера.
• Знайте себе цену и ведите себя вызывающе. Скромность украшает только мертвых.
• Не ждите от клиентов благодарности. Своевременно оплаченная работа – достаточная похвала и признание!
• Никогда не прогибайтесь, если есть возможность избежать этого. Лишняя физическая нагрузка вредна для здоровья.
• Не терпите хамства. Оно все равно НЕ адресовано лично вам. Хам решает свои собственные проблемы. Оставьте его работать самостоятельно над собой.
• Не терпите зависти. Она разрушает всех участников событий.
• Меняйтесь (желательно в лучшую сторону). Источник.