А что поделывает старина Дэмиен Херст (Damien Hirst) в своей лондонской мастерской? – задался я таким вопросом. Оказалось, что буквально накануне, самый богатый из ныне живущих художников мира, разродился целой серией новых масштабных панно, изображающих крупнейшие мегаполисы мира с высоты птичьего полета. Конечно, на первый взгляд выглядят эти работы графично и несколько скучновато. А как, впрочем, еще могут выглядеть черно-белые аэрофотоснимки городских застроек? Но если присмотреться к этим ландшафтам с более близкого расстояния, становится очевидно, что все здания, мосты, шоссе и небоскребы скомпонованы автором из отточенных лезвий, булавок и скальпелей, а также игл и металлических застежек-молний. Причем каждый коллаж в какой-то степени передает местный колорит города. Например, вид Парижа сделан с добавлением миниатюрных туристических сувениров и давно вышедших из употребления монеток в один франк, а в пейзаже Ватикана присутствуют религиозные медальоны, сделанные из серебра. Что касается Москвы, то ее извилистые дорожные магистрали Херст украсил мелкими брызгами разбитого зеркала. Остается только догадываться, чтó именно художник подразумевал, выбирая блестящие осколки в качестве материала для московского коллажа. Благодаря черной краске, нанесенной на фактурную основу фона, все эти композиции выдержаны в едином монохромном стиле, а посмотреть работы в живую можно на выставке в галерее «White Cube» в бразильском Сан-Пауло. Экспозиция носит название «Black Scalpel Cityscapes», что переводится как «Черные скальпели городских пейзажей», и работает выставка до 31 января следующего года.
Сам Дэмиен Херст считает, что его новый урбанистический цикл продолжает исследовать темы «порядка, повторения, смерти, стерильности и точности», а поводом для возникновения «Black Scalpel Cityscapes» послужили страшные реалии современных войн, с их спутниковой разведкой, точечными бомбардировками жилых массивов и «хирургически-бесстрастными» зачистками местности ракетами дальнего радиуса действия.