В своем труде «Лекции по философии искусства» (1842) немецкий философ Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг, перефразируя греческого поэта Симонида Кеосского, сформулировал мысль, просто обреченную стать афоризмом, причем довольно романтичным: «Архитектура – это застывшая музыка». Не знаю, руководствовались ли этой крылатой фразой студенты архитектурного факультета Хефейского технологического Университета в Китае, работая над своим новым проектом, но то, что они сконструировали в итоге, служит просто буквальным воплощением мысли Шеллинга.
В 2007 году в городе Хуайнань (Huainan), провинция Аньхой (по-китайски название провинции произносится куда более нецензурно для русского уха — Anhui, предпоследняя буква звучит как «у»), построили интересное архитектурное сооружение, получившее название Piano House (Пианино Дом). Здание состоит из двух полупрозрачных частей, изображающих два музыкальных инструмента – скрипку и рояль. Надо отметить, что декор фасада и оформление интерьеров студентам помогали разрабатывать сотрудники дизайнерской компании Huainan Fangkai Decoration Project Co. С точки зрения энергосбережения у здания также все в порядке: благодаря сплошному остеклению фасадов, в светлое время суток все внутренние помещения объекта получают максимальное количество естественного освещения, а ночью конструкция погружается в темноту, оставляя видимыми лишь свои светящиеся неоновые контуры.
Главной целью строительства Piano House, как ни странно, оказалась не столько популяризация музыки, сколько стремление местных властей привлечь побольше туристов в новый развивающийся район и, уже только во вторую очередь дом должен служить местом репетиций студентов местного музыкального колледжа. Чтобы попасть внутрь здания, нужно подняться по многоуровневому эскалатору, расположенному внутри стеклянного фасада «скрипки», а в корпусе «фортепиано» находится небольшой выставочный комплекс, в котором вниманию зрителей представлены планы улиц и районов города Хуайнань.
С момента постройки Piano House прошло уже более шести лет. За это время его посетило огромное количество китайцев и иностранных туристов, которые окрестили этого «музыкального исполина» – «самым романтическим зданием Китая», хотя многие архитектуры и искусствоведы, по-прежнему, отказывают ему в праве называться настоящим произведением искусства, считая эту постройку не более чем проявлением китча, созданным с целью эпатажа и завоевания дешевой популярности…