Ровно сто лет назад родился Николя де Сталь — французский живописец русского происхождения, один из крупнейших представителей абстракционизма в европейском искусстве XX века. Будущий художник появился на свет в Санкт-Петербурге, в семье помощника коменданта Петропавловской крепости, генерала русской армии, остзейского барона Владимира Шталь фон Гольштейна. Его матерью была Людмила Бередникова, родственница известного русского композитора Александра Константиновича Глазунова. После революции 1917 года семья Шталь фон Гольштейнов вынуждена была бежать из страны. В 1919 они обосновались в Польше, но почти сразу после эмиграции юного Николая и двух его сестер постигло несчастье: в 1921 году скончался отец, а в следующем году умерла мама. Осиротевшего Николая усыновила семья католиков из Бельгии, проживающая в Брюсселе, которая и дала мальчику новое имя, теперь его звали на французский манер – Николя де Сталь (Nicolas de Staël). Подросток рос в достаточно культурной многоязычной семье, учился в католических колледжах, Академии изобразительных искусств Сен-Жиль, в 1932 году поступил в Бельгийскую Королевскую Академию наук и искусств, где открыл для себя великие творения Рембрандта Ван Рейна, Яна Вермеера Делфтского, Франса Хальса, Геркулеса Сегерса. К тому же молодой человек обладал широким кругозором, много путешествовал, жил во Франции, Марокко, Алжире, Испании, Италии. В 1936 году в Брюсселе состоялась и первая выставка работ Николя де Сталя, на которой он представил произведения, близкие к традициям византийской иконописи.
В 1939 году, художник неожиданно (вероятнее всего – с целью получения французского гражданства) записался добровольцем в ряды Иностранного легиона, расквартированного в Тунисе, но уже через два года демобилизовался и переехал в Ниццу. В 1941 году молодой художник знакомится с Хансом Арпом, а также с Соней и Робером Делоне, под влиянием которых обращается к абстрактному искусству. Надо отметить, что еще до этой встречи, Николя де Сталь испытал сильное влияние творчества Поля Сезанна, Анри Матисса, Пабло Пикассо и Хаима Сутина. В результате, художник синтезировал в своем творчестве выразительную нефигуративную манеру, параллельную поискам американского абстрактного экспрессионизма и французского ташизма. В сороковые годы де Сталь получает первую серьезную известность, выставившись вместе с одним из родоначальников беспредметного искусства – Василием Кандинским в парижской галерее Жанны Бюше (1944 год). Годом раньше Николя знакомится и с Жоржем Браком, а под влиянием своего друга, художника Андрея Ланского полностью «уходит» в чистую абстракцию. К началу 50-х живопись Николя де Сталя начинает приобретать некоторую популярность, его работы узнают в США и Великобритании, он получает массу предложений от американских арт-дилеров, иллюстрирует книги стихов Рене Шара (1951), Пьера Лекюира (1954). Но неожиданно, в 1953 году, живописец переживает тяжелый нервный кризис и укрывается от всех на юге Франции. 16 марта 1955 года Николя де Сталь погибает, выбросившись из окна своей мастерской на Антибе. На момент смерти ему исполнился сорок один год, а весь творческий путь художника уместился в каких-то пятнадцать лет. За это время он успел написать более тысячи работ, многие из которых считаются сегодня подлинными шедеврами беспредметного искусства. В 2011 году, «Лежащая обнаженная» Николя де Сталя, одна из его последних картин, написанных в 1954 году, была продана на парижском аукционе более чем за 7 миллионов евро.