Умер Михаил Борисович «Фан» Файнштейн (Васильев), легендарный участник первого «канонического» состава группы «Аквариум». Это печальное известие опубликовал сегодня на Фейсбуке Борис Гребенщиков. Михаил был первым более-менее профессиональным музыкантом в раннем «Аквариуме» (учился в музыкальной школе по классу фортепиано), но в группе играл сначала на бас-гитаре, а впоследствии (после прихода в «Аквариум» Александра Титова) – на перкуссии. Файнштейн участвовал в записи практически всех ранних альбомов группы, начиная с «доисторического» магнитоальбома «Притчи Графа Диффузора» (1974) и заканчивая альбомом «Равноденствие» (1987), после которого старый состав группы был фактически расформирован, а БГ отправился в США работать над англоязычным проектом «Radio Silence». В восьмидесятые годы, помимо своей музыкальной деятельности, Михаил Файнштейн занимался финансовыми вопросами «Аквариума», а также периодически сотрудничал с другими коллективами ленинградского рок-клуба. На первом альбоме Виктора Цоя «45» (1982), Михаил программировал драм-машину, играл на бас-гитаре в «Белой полосе» группы «Зоопарк» (1984), записывался и выступал с «Трилистником» Дюши Романова. После «Аквариума» занялся издательской деятельностью. Именно он в начале девяностых выпустил первый сборник поэтических текстов Гребенщикова «Дело мастера Бо».
Сложно переоценить значение Михаила Файнштейна в «Аквариуме» «первого призыва». Это было время, когда личностные качества стоили больше, чем умение играть на инструменте, а чувство юмора, коммуникабельность и энтузиазм творили чудеса. Помните этот состав: БГ, Дюша, Фан, Сева, Капитан? Это потом уже пришли Тит, Куссуль, Ляпин и многие другие музыканты, более технически подкованные и профессионально изощренные. Но те альбомы группы, которые я больше всего люблю и чаще других слушаю («Синий Альбом», «Треугольник», «Акустика», «День Серебра», «Радио Африка»), сделаны с участием Михаила «Фана» Файнштейна. R.I.P.