В часы досуга, отвлекшись от дел, приятно бывает предаться игре Го. Это не только одна из древнейших на Земле настольных логических игр, а одновременно и стратегия и боевое искусство, как ни парадоксально. В древнем Китае игра была известна под именем Вейцы. По преданию, ее разработал, за три тысячи лет до нашей эры, легендарный император Яо, чтобы развивать ум своего наследника. Впоследствии Вейцы изучали в императорском дворце и при домах знатных сановников. Из Китая она попала в Корею, где получила название Бадук, а уже оттуда, где-то в VIII веке – в древнюю Японию. Там она получила название Го, под которым мы ее сейчас и знаем. Японцы внесли в правила игры ряд изменений и усовершенствований.
Современный набор для игры Го включает в себя: разграфленную тонкими линиями на клетки доску и две чаши с камнями. Классический размер доски – 19х19 пересечений. Для обучения обычно используют доски с размером полей 13х13 и 9х9. В игре участвуют два игрока. Каждый имеет перед собой чашу с камнями своего цвета – черными или белыми.
Но принципиального значения цвет не имеет. В древности камни изготавливались из яшмы, кости, малахита и многих других природных материалов. В некоторых наборах используют даже полудрагоценные камни. В чем-то эта игра похожа на игру в «точки», в которую любят играть школьники, используя для этой цели тетрадь в клеточку и фломастеры разных цветов. Смысл игры в том, чтобы окружать камни противника, стоящие на пересечениях («перекрестках») линий, камнями своего цвета. Окруженные камни снимаются с доски. И соответственно, нужно стремиться огородить («завоевать») как можно большие области игрового поля. В финале подсчитывают количество, окруженных камнями своего цвета, участков каждого игрока. Учитывают и снятые с доски камни противника.
Количество игровых комбинаций в Го невозможно подсчитать, поэтому игра по-своему уникальна и не поддается даже компьютерному анализу. Кстати, в начале занятий стратегия кажется довольно простой, но по мере развития навыков обоих партнеров по игре – становится по настоящему увлекательной.
Особую прелесть поединку придает этикет и ряд правил, регламентирующих многие нюансы, которые в обычных играх не важны. Тут, видимо, сказался восточный принцип эстетизирования и возведения стратегии в ранг искусства. Тут важно все: как правильно контролировать свои эмоции, сидеть за игровым столом, осуществлять хват камня и даже – как точно и уверенно ставить камень на пересечение линий игрового поля. При этом существенны даже посадка головы и правильное дыхание – здесь, кажется, проявляется многое от восточных боевых искусств. Для игроков Го предусмотрены и такие категории, как ранги мастеров и учеников. Например, ученический ранг в японском Го – называется Кю, а мастерский – Дан. Ученик получает очередную степень в школе или клубе, в которых проходит обучение, после подтверждения аттестации. Ранг растет от двадцатого (начального) до первого (высшего). Разница в один ранг при поединке – дает право запрашивать один камень форы. Мастер, в школе и на официальных встречах имеет право носить именной веер, как атрибут профессионала. Во время занятий веер используют как указку при разборе игровых положений.
Это общие правила игры, но есть около десятка тонкостей, хотя и их запоминаешь сразу же, после одного-двух занятий. Игра достаточно хорошо развивает математические способности, и обладает легкостью в обучении, что придает ей качества по-настоящему интересного времяпрепровождения.