В Санкт-Петербурге на девяносто седьмом году жизни скончался фотограф-концептуалист Валентин Прохорович Самарин (1928−2025), известный также под псевдонимом Мария Тиль Вальгрек.
В семидесятые годы он начал разрабатывать экспериментальную технику фотографии, которую назвал термином «SANKI». Самарин считал, что все сущее состоит «по крайней мере, из трех или четырех миров-пространств, существующих друг в друге, пронизывающих друг друга и взаимно определяющих друг друга». В обычном состоянии мы видим преимущественно одно измерение этого мира − физическое присутствие в трехмерном пространстве. Но кроме него, имеется и целый ряд метафизических измерений, которые светочувствительные материалы способны фиксировать. Задача, которую ставил себе художник, − в максимальной степени выявить их.
Свои опыты в портретном жанре Валентин определял как «МЕТАПОРТРЕТ». Позднее стал использовать термин «БЕЛАЯ ИКОНА» − уникальное соединение или единство трех метафизических проекций в фотографии: метафизическое присутствие фотографа, изображаемого и «Божьего света, который дает существование всему, что мы называем прекрасным».
Будучи крайне активной и самобытной личностью, Самарин, по сути, занимался творческой алхимией. В молодости он долго не мог найти свое призвание: учился на физическом факультете Ленинградского университета, в мореходном училище им. С. О. Макарова, на философском факультете ЛГУ, в театральном институте, на факультете русского языка и литературы Ленинградского педагогического института.
В 1956 году провел два дня в камере предварительного заключения КГБ за публичное обсуждение проблем современного искусства, состоявшееся после выставки Пикассо в Эрмитаже. В начале шестидесятых пару лет провел в специальной тюремной психиатрической больнице на Арсенальной улице за листовку, призывающую страны к миру и сотрудничеству. В 1975 году участвовал в первой групповой выставке неофициальной фотографии «Под парашютом» в квартире К. Кузьминского.
Искусствовед Валерий Вальран писал о художнике: «Ленинградский андеграунд семидесятых годов имел немало оригиналов и чудаков. Но даже среди них Валентин (Мария Тиль Вальгрек) Самарин выделялся. Фигуру в черном костюме, цветном платке вместо галстука, берете можно было встретить практически на каждой художественной акции второй культуры. Он был в постоянном движении − появлялся, поднимал фотоаппарат высоко над головой, снимал, молниеносно включался в обсуждение любых проблем и так же неожиданно исчезал. При несомненной образованности и интеллектуальности, он начисто был лишен тяжеловесности и догматизма. Он мог без раздумий поддержать любую авантюру, если считал, что она на пользу современному искусству. Альтруизм, легкость, преданность искусству были столь безграничны, что вызывали у некоторых недоумение и сомнение в его психической полноценности».
В 1981 году Самарина выдворили из СССР. Больше тридцати лет он прожил во Франции, провел около девяноста выставок в Париже, Кельне, Мюнхене, Амстердаме, Брюсселе, Берлине, Иерусалиме и других городах. В 2004-м художнику дали российское гражданство, он вернулся в Петербург и активно включился в культурную жизнь. Участвовал в арт-акциях, фестивалях, выступал на конференциях, давал мастер-классы. Его персональные выставки прошли в Русском музее, Московском музее современного искусства, Ярославском художественном музее, Новосибирском государственном художественном музее, Музее нонконформистского искусства (Спб), Культурном центре-музее В. Высоцкого, Музее Ахматовой в Фонтанном Доме.