1 ноября британская рок-группа «The Cure» выпустила альбом «Songs Of A Lost World». Поклонники ждали его целых шестнадцать лет. На обложке пластинки запечатлена скульптурная работа словенского художника Янеза Пирната (Janez Pirnat) «Bagatelle». Слово переводится с французского как «пустяк», «безделушка», «маленькая изящная вещь». Термин также используется в классической музыке для обозначения небольшой, легкой в исполнении музыкальная пьесы. Смысл последнего толкования выглядит особенно саркастичным, учитывая, что новый альбом «The Cure» состоит из восьми мрачных, депрессивных композиций с долгими инструментальными вступлениями.
Однако скульптура Янеза Пирната как нельзя лучше соответствовала мыслям и идеям лидера группы Роберта Смита, когда он задумался над оформлением альбома. За полвека активного творчества скульптор создал сотни лиц, материализующихся из камня. Он имел особую склонность к этому материалу и называл себя «человеком каменного века, каменотесом, влюбленным во все старое, настолько старое, насколько это возможно». Парадоксально, что Пирнат умер в тот день, когда Смит впервые увидел «Bagatelle» и решил пообщаться с ним, чтобы поделиться своими чувствами. Связавшись с вдовой художника, Роберт Смит приобрел «Bagatelle» и еще несколько работ мастера для своей коллекции.
Краткая справка. Янез Пирнат родился в 1932 году в Любляне, в семье художника Николая Пирната и писательницы Нады Крайгер. Первые уроки рисования и лепки получил от отца, а после его смерти обучался в мастерской скульптора Якоба Савиншека. Затем Янез изучал архитектуру и скульптуру в Академии изобразительных искусств в Любляне, которую окончил в 1957 году, защитив диплом на тему: «Словенская форма импрессионизма в творчестве Ивана Грохара».
В 1967 году художник на год отправился в США для повышения квалификации. Вернувшись на родину, несколько десятилетий работал в своей мастерской в Истрии, участвовал в организации «города художников» в Грожняне. Во многих словенских городах есть масштабные памятники и монументы Янеза Пирната. В Любляне хорошо известен его памятник Франку Розману-Стане − командиру партизанского движения в Югославии.
В своем творчестве Янез Пирнат одним из первых поднял вопрос о поиске возможности передать художественную экспрессию через фактуру скульптурного материала, одновременно раскрывая суть произведения. Он постоянно исследовал эффекты контраста между грубой, необработанной каменной формой и вдохновенным рукотворным образом.