Новые методы экспертизы позволяют с бóльшей долей вероятности определять подлинность произведений искусства. Поэтому все чаще в среде коллекционеров возникают досадные казусы. Недавно специалисты амстердамского Музея Ван Гога выявили, что три картины, приписываемые художнику и находящиеся в частных собраниях − подделки. Эти работы многие годы считались подлинными и даже были включены в каталог−резоне Якоба-Баарта де ла Файля 1970 года.
Речь идет о картинах «Сборщики дров на снегу», «Интерьер ресторана» и «Голова женщины». Эксперты Тейо Меедендорп, Луис ван Тилборг и Саския ван Аудхойсден доказали, что все они относятся к поздним копиям, и не имеют отношения к наследию великого голландца.
В течение десятилетий «Интерьер ресторана» считался вторым вариантом оригинального произведения Ван Гога «Interior of the Grand Bouillon-Restaurant le Chale» (1887), хранящегося в частной коллекции.
Второй вариант «Интерьера» всплыл на свет в середине пятидесятых годов прошлого века. Это не показалось тогда чем-то необычным, художник часто делал различные версии одних и тех же сюжетов. При ближайшем рассмотрении искусствоведы заметили ряд странностей: живописный стиль отличался от авторского стиля Ван Гога, а колористическое решение не соответствовало его палитре. К тому же, в вазах находились подсолнухи, а не красные бегонии, как на оригинальноми полотне. Проблема в том, что к моменту написания интерьера − поздней осени 1887 года − подсолнухи уже отцвели. Вероятно, копиист работал по фотографии, и не смог точно передать цветовые соотношения, а подсолнухи, с его точки зрения, больше ассоциировались с творчеством Ван Гога. Картину окончательно забраковали, когда в красочном слое обнаружили синтетический пигмент «марганцевый синий», запатентованный лишь в 1935 году.
«Головы женщины» поступила из поместья скандального арт-дилера Гербранда Виссера, умершего в 2007 году. В 2011 портрет выставили на аукцион «Christie’s» в Нью-Йорке и продали за 993 250 долларов. Хотя Музей Ван Гога подтвердил его подлинность, ситуация изменилась, когда возникла необходимость проверить похожий холст с изображением крестьянки из Нюэнена, представленный в 2019 году французским коллекционером.
Химико-спектральный анализ, включающий экспертизу холста, грунта и пигментов, показал, что картина, реализованная «Christie’s» является подделкой. Вероятнее всего, неизвестный копиист написал ее в промежутке между 1902 и 1909 годами, поскольку после этого периода оригинал переместился из дома матери Ван Гога в закрытую частную коллекцию.
Акварельная композиция «Собиратели дров на снегу» была обнаружена в 1912 году и подтверждена по каталогу-резоне. Считалось, что это один из вариантов известной картины маслом 1884 года. В 1957 «Sotheby’s» продал акварель частному коллекционеру, заверив его, что это настоящий Ван Гог. В 2020 году специалисты объявили работу небрежной копией, сделанной с черно-белой фотографии. Рисуя мужчину из Нюэнена, фальсификатор пропустил длинную вертикальную палку, которую использовали крестьяне Брабанта для переноски вязанок хвороста на спине, и не заметил заснеженной крыши фермерского дома на заднем плане.
Все эти открытия только подчеркивают трудности, связанные с уточнением подлинности произведений искусства, а также ставят под сомнение качество работ из частных собраний, которые не всегда проходят тщательную научную экспертизу.