В Отрадном уничтожили инсталляцию «Лихоборские ворота»

В московском парке «Отрада» близ Алтуфьевского шоссе разобрали художественную инсталляцию «Лихоборские ворота», созданную в 2005 году никола-ленивецкими мастерами под руководством Николая Полисского и при участии архитектора Галины Лихтеровой. Объект снесли втихую, не уведомив ни местных жителей, ни авторов проекта. Официальных комментариев от мэрии и префектуры по этому поводу тоже не поступало.

Лихоборские ворота, фото: Антон Белицкий

За девятнадцать лет существования арка из веток орешника успела потемнеть, однако конструкция оставалась крепкой и не угрожала обрушением. Арт-объект находился на балансе администрации СЗАО. В момент своего появления он сыграл важную роль в преображении парка. Прежде берега реки Лихоборки напоминали свалку. Но в начале нулевых территорию почистили, сделали там дорожки с настилами из досок, оборудовали несколько площадок для отдыха. В результате появилась культурная точка притяжения, заметный маячок для жителей района.

В 2011 году похожий объект появился и в Перми. «Пермские ворота» находятся рядом с вокзалом Пермь-2 − встречают и провожают гостей города. С ними тоже сейчас не все ладно. На месте кругового перекрестка, где они стоят, собираются строить новую дорожную развязку. Конструкцию обещали перенести на другое место, но пока никаких подробностей нет.

Николай Полисский к известию о сносе инсталляции отнесся философски, но с ноткой грусти: «Лэнд-арт − это временное искусство, я никогда не делал на века. У себя в Никола-Ленивце ветшающие объекты мы сжигаем, превращая это в перформанс. «Лихоборские ворота» были одним из первых экспериментов, я понимаю людей, которым жаль с ними расставаться. Мне тоже жаль. Они могли бы послужить дольше, просто нужно в это вкладываться, следить за ними. Почему-то у нас считают, что проще поставить какую-нибудь пластиковую ерунду и забыть. Чиновники не представляют, что с этим делать. Это беда нашей неподготовленности: современного искусства мало, власть этим не занимается, не понимает этих вещей. Она понимает только памятники».

Искусствовед Ксения Коробейникова так прокомментировала событие в своем Телеграм-канале: «Это единственное, чем (был) знаменит район в смысле искусства. Местные чиновники якобы не нашли бюджета на содержание инсталляции. Сказали бы об этом: может художник, его меценаты или арт-сообщество скинулись или сами бы привели в порядок объект. Во всем мире устанавливают уличное искусство для пиара места, просвещения и для услады глаз, а у нас сносят».

Фото: © Антон Белицкий, © Сергей Катран.
This entry was posted in Инсталляция and tagged , , , , , , , , , , , . Bookmark the permalink.