Художественный музей Орландо (OMA) подал в суд на своего бывшего директора Аарона де Грофта (Aaron De Groft) после крупного скандала с поддельными произведениями Жана-Мишеля Баскии.
В настоящее время музей стремится привлечь к ответственности людей, которые сознательно исказили подлинность и происхождение работ − аукциониста из Лос-Анджелеса Майкла Барзмана и его сообщника, изготовившего подделки.
«OMA потратил сотни тысяч долларов − и невольно поставил на карту свою репутацию − на выставку картин, уже признанных фальшивыми. Следовательно, устранение последствий, созданных ответчиками, обошлось OMA еще дороже. Американский альянс музеев отправил OMA на испытательный срок, и его 99-летнее наследие было разрушено» − говорится в иске музея в суд округа Ориндж (штат Флорида).
Фальшивые работы были частью выставки «Герои и монстры» («Heroes and Monsters»). Она открылась в музее в феврале 2022 года и была закрыта в июне из-за разногласий экспертов в подлинности экспонатов. После рейда ФБР музей уволил Де Грофта и сформировал целевую группу, чтобы вывести учреждение из кризиса. Экспозиция рекламировалась как масштабное открытие неизвестных ранее работ Баскии. Легенда, рассказанная арт-дилером Уильямом Форсом и его финансовым спонсором Лео Манганом заключалась в том, что художник написал эти картины в 1982 году в Лос-Анджелесе, готовясь к выставке в галерее Ларри Гагосяна. Затем художник якобы продал их ныне покойному сценаристу Таду Мамфорду, который хранил их в складском шкафу до 2012 года. Когда сценарист попал в затруднительное положение и просрочил арендные платежи, все содержимое склада было продано с аукциона и Уильям Форс приобрел его за 15 000 долларов.
Форс и Манган потратили несколько лет, чтобы вызвать интерес к своему тайнику с невиданными ранее «шедеврами» Баскии, для чего наняли профессора по истории искусства, экспертов по почерку и творчеству Жана-Мишеля Баскии, чтобы они помогли подтвердить их претензии на подлинность.
Затем аферисты вышли на директора Художественного музея Орландо Аарона Де Грофта и убедили его присоединиться к их заговору, пообещав последнему значительную долю доходов от ожидаемой многомиллионной продажи картин. Де Грофт легко отказался от своих профессиональных, этических и фидуциарных обязанностей перед OMA и согласился выставить произведения в рамках официального музейного проекта. Таким образом мошенники пытались легализовать подделки и повысить их стоимость через музейные структуры.
Чтобы ускорить процесс, Де Грофт даже созвал специальное собрание совета музея, на котором объявил о своем намерении сделать «шедевры» знаменитого уличного художника центральным элементом празднования столетия учреждения, организовал экспозицию всего за несколько месяцев, для чего нарушил заранее спланированный выставочный график.
Еще до открытия выставки «Герои и монстры» у искусствоведов появились серьезные сомнения в подлинности работ Баскии. Открылось мошенничество благодаря двум фактам. Во-первых, на картонной коробке из-под посылки FedEx, которая послужила основой одной из работ, был логотип компании, появившийся только в 1994 году. Во-вторых, когда сотрудники музея в октябре 2021 года проверяли экспонаты для выставки, то заметили на одной из картин плохо замазанную отгрузочную этикетку, адресованную… Майклу Барзману. А ему в 1982 году было всего четыре года и он жил совсем по другому адресу.
Отдел ФБР, занимающийся расследованиями преступлений в сфере искусства также подтвердил ложность легенды, представленной Уильямом Форсом и Лео Манганом. В распоряжении суда оказались письменные показания Тада Мамфорда, данные им перед своей смертью в 2018 году, где сценарист прямо утверждал, что никогда в восьмидесятые годы или в любое другое время не встречался с Жаном-Мишелем Баския и не приобретал его картины. Источник.