«Фашизм кроется в самой природе человека: в жестокости, в снобизме, себялюбии, мещанстве, обывательщине, стяжательстве, карьеризме, властолюбии… Это первые ступени на пути к фашизму» − писал в своем дневнике известный советский художник-баталист Юрий Волков.
Юрий Васильевич Волков родился 26 июня 1921 года в Севастополе. Учился в средней школе № 2 в Евпатории, где рисование у него преподавал выпускник Санкт-Петербургской Академии художеств Павел Александрович Алипов. Благодаря ему, Юрий уже в шестнадцать лет получил первую премию на Всесоюзном конкурсе детского творчества за акварель «Переход Красной армии через Сиваш».
В 1939 году юноша поступает в Крымское художественное училище, в мастерскую академика Н. С. Самокиша. С началом Великой Отечественной войны его призывают в армию. Отступая с боями, Юрий был дважды тяжело ранен, вместе с госпиталем попал в плен. Находясь в фашистских концлагерях под Лубнами и в лагере «Картофельный городок» в Симферополе, трижды бежал. В 1942 году, оказавшись после побега из плена в занятой немцами Евпатории, стал свидетелем расстрела советских воинов, участников январского Евпаторийского десанта. В составе 2-го гвардейского Николаевско-Будапештского механизированного корпуса освобождал Вену, Будапешт и Прагу. За мужество и отвагу был неоднократно награжден орденами и медалями. Зимой 1945 года Юрий Волков получает от командования разрешение выполнять репортажные фронтовые зарисовки и батальные сцены, которые позднее стали основой для его картин.
После войны фронтовика, закончившего всего два курса художественного училища, приглашали учится и работать в московскую Студию военных художников имени М. Б. Грекова. Однако он решил остаться на родине, в Евпатории. Юрий страстно занялся самообразованием, много писал с натуры, даже изготовил специальные манекены, чтобы лучше изучить анатомию. В своей мастерской он собрал обширную коллекцию военного реквизита и трофейной униформы. Журналист Б. Случанко, который побывал в студии Волкова в 1956 году, писал: «Каждый, кто заходил в мастерскую, невольно мог подумать, что попал в разгромленный немецкий штаб. Навалом лежали шинели, черные немецкие мундиры, каски, тускло блестело серебро офицерских погон, угрожающе темнел ствол автомата…».
Спустя два года после Победы, на выставках художественного музея Симферополя одно за другим появляются три батальных полотна Юрий Волкова: «На Сталинградской дороге», «Не уйти», «Подвиг пяти черноморцев». Эти работы принесли молодому живописцу первый успех: в марте 1947 года он принят в Союз художников СССР, а военная тема стала основной в его творчестве. Помимо станковой и монументальной живописи, Юрий пробует себя в качестве графика, иллюстрирует книги «Сердце солдата» И. Ф. Стаднюка, «Степное солнце» П. А. Павленко, «Кирюша из Севастополя» Е. С. Юнга.
В Евпатории художник написал свои лучшие произведения, передающие в манере реализма и высокой композиционной динамики героизм советских воинов: «Подвиг пяти черноморцев» (1948), «Не забудем» (1959−60-е), «В степях Украины» (1983), а также трагизм тупикового финала захватнической войны для солдат вермахта: «Херсонесский тупик» (1953), «Расплата» (1957) и другие. На основе материалов следствия и свидетельств мирных жителей города автор создал героическую серию «Красная горка» (1948−1950), раскрывающую зверства фашистской военной оккупации Евпатории.
Конечно, Юрий Волков легко мог стать приближенным к власти «придворным» советским баталистом. Однако не стал, поскольку с детства был верующим христианином (его отец был из семьи православного священника), и, более того, не скрывал этого факта даже на фронте. В середине пятидесятых годов живописец создал росписи из цикла «Голгофа» в Свято-Николаевском соборе Евпатории, о чем немедленно доложили в Киев. В то время член Союза художников не мог выполнять заказы для церкви без специального разрешения. Случай рассматривала комиссия СХ во главе с народным художником СССР М. Г. Дерегусом, однако Волкова, к счастью, из союза не исключили. Просто в 1962 году, после очередного закрытия храма и переделки его в спортзал, фрески были уничтожены гашеной известью, поскольку проступали сквозь новую побелку.
За эти годы художник написал совсем немного и чисто жанровых картин: «Кризис прошел» (1954), «На курорт» (1960), «Дети и море» (1958), «Горячая пора» (1950).
Последнее масштабное полотно Юрия Волкова «Не забудем» (1960), посвященное победе в Сталинградской битве, точнее той цене, которая приблизила эту победу, провисело на Всесоюзной выставке в Манеже всего три дня. Картина была снята по указанию свыше, поскольку чиновники посчитали, что изображение мертвого немца придавало работе излишнюю натуралистичность. Министерство культуры СССР заплатило автору причитающийся гонорар, и больше изъятую с выставки картину никто не видел.
Репутация невольного диссидента преследовала автора и все последующие годы. В 1988 году крымское отделение Союза художников выдвинуло Юрия Васильевича на звание Заслуженного деятеля искусств УССР. Однако его кандидатура была отклонена. Вне официального признания Волков расписывал храмы, экспериментировал с различными техниками живописи и графики, рисовал углем, тушью, занимался керамикой − то есть попросту ушел в своеобразное добровольное отшельничество.
Последние годы жизни художник провел почти в полной нищете. Умер Юрий Васильевич 25 января 1991 года, похоронен на кладбище в Евпатории. В настоящее время произведения Волкова хранятся в Симферопольском художественном музее, Севастопольском художественном музее им. М. П. Крошицкого, севастопольском музее Черноморского флота, евпаторийском краеведческом музее.