Рассказывает Натали Ратковски. Возможно, кого-то из молодых, звонких и креативных людей этот текст если не отрезвит, то уж точно заставит задуматься при выборе будущей профессии.
«К профессии дизайнер и иллюстратор я пришла уже после второго высшего, которое получала параллельно с изнурительной работой в рекламном агентстве, а позже в графотделе фирмы, далекой от искусства. После защиты диплома я была сотрудницей в самых различных дизайнерских отделах средних, больших, а потом и гигантских компаний. И теперь, оглядываясь на рабочий стаж более 25 лет, я понимаю, что если бы была возможность написать себе письмо в прошлое, то результат был бы такой же, как с материнством: даже если очень подробно объяснить себе прошлой, насколько стрессово и неблагодарно будет рожать и растить детей, ты все равно их зачем-то будешь хотеть, рожать и любить всем сердцем.
Кого готовят дизайнерские ВУЗы
Начнем, наверное, с того, что само явление дизайнерского ВУЗа − сравнительно молодое. В СССР такой специальности просто не было − максимум существовали художники-оформители. Такие − полудворники, полудворняги, полухудожники. Мужчины на этих должностях спивались − писали за бутылку транспаранты и плакаты на совковые праздники. Женщины уходили в декретный отпуск и больше не возвращались или работали в газетах и издательствах − часто на галерке в качестве проходных иллюстраторов, наборщиц текстов и так далее.
За последние 30 лет ситуация, разумеется, изменилась. Роль дизайнера в жизни потребительского общества на всем постсоветском пространстве стала более заметной. Появились и ВУЗы, которые обещали новому сорту художников-оформителей быть очень клевыми, денежными, востребованными. Якобы главный дизайнер страны очень много говорил о том, как это пи***дато быть дизайнером, хотя его штатные сотрудники часто ночевали на малоприятной койке в студии, потому что пахали до ночи, а потом было страшно или лишено смысла ехать домой, жили впроголодь и бесконечно подрабатывали по-черному. Зато казалось очень престижным быть сотрудником самого того-то.
На Западе с этим было чуть лучше − все-таки первые дизайнерские агентства современного образца появились уже в начале 30-40-х годов прошлого столетия. Однако профессия − дизайнер, по-прежнему оставалась малопонятной и малопочетной в обществе. Но почему? Откуда такая разница восприятия? Почему сами дизайнеры считают себя пупом земли, а весь остальной мир нас видит и замечает только тогда, когда им это удобно или совсем уж прижало? Мой ответ: слишком большой разрыв между тем, к чему готовят в вузах и реальной жизнью.
Стратегия ВУЗов
Для того, чтобы привлекать в свои ряды все больше талантов, дизайнерские ВУЗы врут наперебой, что готовят как минимум звезд креатива. В моем немецком ВУЗе в городе Дортмунд нас готовили к полету в дизайнерский космос − не меньше: рассказывали, что мы должны уметь придумывать обалденные, сногсшибательные, искрометные кампании, уметь придумывать нестандартные решения, необыкновенно кричащие, говорящие упаковки, сетки, развороты, потом сайты, приложения и все прочее. Боже, как же мне выносили мозг своими требованиями к креативу все эти преподаватели! И как же далеки они были от реальности.
Современные ВУЗы до сих пор скрывают от студентов, что основная жизнь дизайнера проходит в плохо оплачиваемом рабстве приложений по верстке и созданию всевозможных макетов, скринов, прототипов.
А все потому, что основная масса дизайнерской работы − рутина. Львиную долю концептов печатной и цифровой продукции, стратегии рекламы и всего прочего придумывают совсем другие люди − маркетинг- и ивент-менеджеры, копирайтеры, креативные директора и прочие. Дизайнеры придумывают подобные вещи скорее по бедности самой компании, на которую работают − когда у фирмы нет средств для более развитого штата и дизайнер выполняет роль тракториста широкого профиля.
Правда жизни
В более крупных компаниях или агентствах дизайнер − это человек третьего сорта, которого, как правило, держат в черном теле, потому что именно он тот самый кочегар, благодаря которому движутся угольные поезда. Миру нужны люди, которые разбираются в шрифтах, владеют базовыми знаниями верстки, умеют работать быстро и эффективно в необходимых программах по созданию макетов, фото-коллажей, анимаций, векторов или оболочек приложений. Платить при этом никто толком не хочет. Это же якобы такая быстрая работка − все взаимозаменяемы и достаточно скоро. (К слову, результат с таким отношением выглядит, как правило, соответствующе.) Сейчас, когда я уже переболела всеми дизайнерскими болезнями (я работала и в области печатной продукции, и в области создания приложений − UI/UX), жизнь в дизайне и ожидания от нее выглядят совсем иначе.
Так получилось, что я доросла до звания «Branding Manager» в крупной компании с численностью сотрудников как средний провинциальные город. Не могу сказать, что я туда сильно стремилась, но когда открылась возможность, хватило таланта и мозгов воспользоваться ею − это без ложной скромности.
Это звание позволяет мне иметь заработок примерно в три раза выше заработка обычного дизайнера и наделяет меня полномочиями контролировать, заворачивать или пропускать к публикациям работу не только дизайнеров, но и их всевозможных менеджеров. И только сейчас я поняла, как плохо нам, дизайнерам, живется. В круговороте бесконечных задач и дедлайнов я даже не подозревала, насколько плохо относятся к нашей братии.
Ведь что мы имеем в итоге?
• Обучение на дизайнера, хотя оно и относится в ряде стран к высшему, считается одним из самых низкосортных по сравнению с образованием медика, юриста или педагога. И это вопреки тому, что мы, дизайнеры, создаем своими головой и руками окружение АБСОЛЮТНО каждого человека на планете, влияем ежесекундно на жизнь и смерть, потребление и отказ от него. Вы НЕдизайнер и вам стало страшно? Правильно. Мне бы на вашем месте тоже стало страшно, потому что вы угнетаете не тех людей и ваша расплата как потребителя будет неизбежной.
• Как правило, у дизайнеров очень низкие шансы карьерного роста. Пчел-трудяг редко делают королевами улея (артдиректорами или креативными директорами), потому что на эту должность много людей не надо, а мед могут приносить только хорошие, опытные пчелы, которые в итоге и тянут на себе всех трутней. Если вы офигенный, головастый дизайнер − вам будет очень тяжело вырваться, ведь тогда будет некому реализовать всю проделанную болтологию и переводить ее в развороты, скрины и так далее.
• Отсутствие шансов для карьерного роста влечет за собой низкий уровень зарплат по сравнению с другими людьми с высшим образованием.
• Отсутствие общественного уважения к профессии дизайнера начинает как минимум к середине жизни изрядно действовать на нервы.
• Ожидание, что вы будете до ночи делать правки и до последнего мириться с отвратительным планированием людьми вышестоящими, будет давить на вас ежедневно. А значит с большой вероятностью вы будете прыгать от одного агентства в другое, из фрилансерства в рабство и обратно, пока не поймете, что вам каюк. Деваться некуда: нужно выстраивать границы или приготовиться сгореть на работе. До пенсии (жаждуемого покоя за мольбертом) еще далеко, а жизни просто нет − она вся отдана работе, результаты которой долго не задерживаются − ни в сознании, ни в материальном мире.
• Основная масса дизайнерской работы в 99% случаев НЕтворческая: подвинуть макет, «поиграться» с цветами, отретушировать угол фотки, поправить кернинг, рассчитать сетку и объем, экспортировать картинГе, подчинить, подправить, подкрасить. К тому же у крупных компаний часто есть уже четко разработанные макеты на все случаи жизни − «templates», которые позволяют поддерживать высокий уровень корпоративной узнаваемости. В эти макеты приходится из недели в неделю просто «заливать» новую инфу, новые избитые фотки со стоков и диаграммы, таблицы и статистики. Можно принять как облегчение и жить, а можно сгореть от безысходности и механической работы». Полностью здесь.