C 17 июня по 8 октября 2023 года в лондонской галерее Курто («The Courtauld Gallery») пройдет выставка разоблаченных подделок произведений исскусства, которые в свое время считались оригинальными. За работами, которые приписывали Сандро Боттичелли, Джону Констеблю, Огюсту Родену, Дирку ван Бабюрену и другим великим мастерам, стояли отличные имитаторы, часто не только с профессиональной художественной подготовкой, но и учеными степенями. В экспозиции «Art and Artifice: Fakes from the Collection» («Искусство и фальшь: подделки из коллекции») будут показаны семь живописных полотен, двадцать пять рисунков, а также несколько скульптур и декоративных работ.
Некоторые из экспонатов были подарены Институту искусств Курто для изучения их студентами искусствоведческого факультета, другие оказались подделками только после тщательного изучения их провенанса. На выставке подробно рассказаны истории создания и разоблачения этих фальшивок.
Например, «Мадонна с младенцем», приписываемая кисти Сандро Боттичелли (1445-1510), была выполнена гениальным мошенником Умберто Джунти (Umberto Giunti) в начале XX века. Работу купили, и поначалу сомнений в ее подлинности не было ни у кого. А вот директор Лондонской национальной галереи Кеннет Кларк вовремя обратил внимание, что уж очень сильно «Мадонна» великого итальянца напоминает звезду немого кино Джин Харлоу. (Не знаю, не знаю… На мой взгляд, лицо «Мадонны» все-таки ближе к «Венере» из Галереи Уфицци. Фото кинодивы для сравнения прилагаю). В общем, шаг за шагом и выяснилось, что подделку сварганил именно Джунти, который был не только великолепным стилистом, но и пламенным поклонником творчества Джин Харлоу.