Искусствовед и куратор Ольга Кожура рассказывает, как правильно хранить и экспонировать дома или в музейных условиях произведения графики, живописи, фотографии, текстиля, керамики и скульптуры. Ольга работает младшей научной сотрудницей в отделе современного искусства Государственного Эрмитажа и исследует советские выставки китайского искусства. В 2021 году она вошла в кураторскую команду выставки «Glasstress» в Главном штабе Эрмитажа, в ее собственной коллекции − работы Вероники Ивашкевич, Антона Морокова, Вари Кожевниковой и Лизы Чернобай.
«Как музейщик я считаю, что искусство нужно хранить вечно. Мы не знаем, насколько этот художник будет ценен и значим через двадцать лет, а еще − через сто. История имеет тенденцию расставлять все на свои места − сильно позже. То, что нам кажется невероятным искусством сегодня, через пятьдесят лет может быть забыто и стать неважным. При всем моем трепетном отношении к искусству есть понятие права собственности. Если владелец хочет поставить 150 люкс света на графику, то это его право, он это купил. Если для художника и галериста важно сохранить произведение, они могут рассказать покупателю о правилах обращения с работой.
О культуре хранения среди коллекционеров и художников
Что касается культуры, то бывает по-разному. В арсенале галеристов и многих художников есть специальные материалы для хранения и упаковки произведений: ящики, микалент, бабл, картон. Они понимают, что экспонаты нужно как-то доставить и сохранить. Но есть много современных авторов, которые вообще не задумываются о том, как будут бытовать их произведения, начиная от музея, заканчивая частной коллекцией.
Когда вы покупаете одежду, в магазине часто выдают памятку, как стирать и ухаживать. То же самое должно быть с искусством − нужно давать коллекционерам рекомендации по хранению, перемещению и экспонированию работ. Кроме того, при продаже или покупке работ из специфических материалов или плохой сохранности перед всеми участниками арт-рынка (художниками, арт-дилерами, коллекционерами) стоит задача заранее продумать пути решения потенциальных проблем. Вот есть у вас работа, в которой светит лампочка Ильича, — нужно спрашивать художника, а что будет, если через десять лет вы не сможете купить такую лампочку, а эта перегорит? Это обоюдная ответственность. Недавно я видела гипсовую скульптуру на металлической основе. Она уже осыпается, а ей только полтора года. Стоит ли приобретать такую хрупкую вещь? И что делать коллекционеру, если отвалится палец от фигурки? Надо задумываться об этом.
О каталогизации коллекции
Неплохо иметь опись своей коллекции. У меня с натяжкой пять работ, поэтому мне несложно. А вот когда их больше, имеет смысл составить таблицу с автором, названием, техникой, годом создания и состоянием сохранности. Если есть какие-то повреждения, то их нужно зафиксировать, иначе будет непонятно, кто за них отвечает и в какой момент они появились.
Как правильно хранить графику
Графику можно оформлять в паспарту, а можно выставлять и без него. У паспарту есть несколько плюсов: уменьшает вероятность сделать залом при перемещении работы, создает расстояние от поверхности работы до стекла − это особенно важно для произведений, которые могут смазаться от прикосновения (пастель, уголь) или прилипнуть (фотография).
Если графика не висит на стене, она должна хранится горизонтально между двумя листами картона, желательно бескислотного. Еще не помещает проложить произведение с двух сторон микалентной бумагой − это бумага из хлопка. Когда работу отправляют «отдыхать» (убирают из экспозиции), под паспарту тоже подкладывают слой микаленты, чтобы произведение не повреждалось и паспарту на него не надавило. Многие художники, которые заботятся о сохранности работ, покупают такую бумагу сразу и упаковывают работы в нее. Микаленту можно свободно приобрести в магазине.
По музейным правилам после трех месяцев на экспозиции работа должна уходить на покой на несколько лет. Понятно, что для личного хранения это не особо релевантно. Музей хранит работы для вечности, чтобы и через тысячу лет люди могли наслаждаться рисунками Дюрера и живописью Рембрандта. Время экспонирования зависит от того, где конкретно висят эти вещи и насколько они устают. Если произведение висит в полутемном коридоре, где вы редко зажигаете свет, можно и не снимать ее раз в три месяца.
Музейные гайды предлагают формулы, по которым можно рассчитать степень воздействия света на произведение и сделать вывод о том, когда его нужно отправлять на отдых. Допустим, на работу светит лампа шесть дней в неделю с 11 утра до 8 вечера, раз в три месяца ее точно нужно менять. Если дома вы хотите наслаждаться работой всю жизнь, редкие ротации ее сохранят. Если хотите, чтобы коллекция досталась вашим внукам и правнукам, стоит распланировать график показа и периодически менять экспозицию.
Кстати, важно, чтобы хранение графики или фотографии было горизонтальным. Вертикальное хранение может быть чревато, особенно для работ большого формата − вещь может пойти волнами.
Про прямой солнечный свет
Прямым солнечным светом мы считаем тот, что светит прямо на работу. Из-за активного воздействие ультрафиолета произведения выцветают. Прямые солнечные лучи вообще не должны падать ни на какое произведение искусства, неважно из каких материалов оно сделано. Самые агрессивные воздействия на искусство происходят как раз из-за солнечного света и температуры. Если у вас что-то висит над батареей, варочной поверхностью или увлажнителем воздуха, это плохо скажется на произведении. В музее окна закрыты шторами, стекла матовые или оклеены фильтрами, чтобы не пропускать ультрафиолет и яркий свет. То же самое можно сделать дома.
Программа минимум для сохранения искусства дома: это не устанавливать произведения рядом с батареями, увлажнителями, кондиционерами, варочными поверхностями и под постоянным прямым солнечным светом.
Про допустимый свет, температуру и влажность
Самое главное, это стабильная температура − +20 °C, ниже можно, выше не рекомендуется. Также важно, чтобы не было перепадов температуры. Например, ночью +10, а днем уже +25. Из-за подобного образуется конденсат − влага, которая произведению вредит. Еще совет для тех, кто живет в климате с сильными суточными перепадами температур и тонкими стенами: рекомендуется не вешать произведения на стены, которые граничат с улицей, работа с бóльшей вероятностью запотеет. Влажность воздуха должна быть в диапазоне 30-50%. Если показатель будет ниже, материалы будут высыхать и трескаться, а если выше − слишком увлажнятся.
Что касается освещения, то есть рекомендации сколько люкс (единица измерения освещенности от естественного света или лампы) должно быть направлено на графику и живопись. Все, что на бумаге или ткани, считается хрупким материалом, поэтому для таких работ нужен диапазон от 50 до 100 люкс. Честно говоря, это довольно темно. Вот для живописи подходит уже более яркий свет − от 100 до 200 люкс. Для металла, камня, стекла, керамики допустимо освещение до 300 люкс.
Измерить освещенность можно специальным прибором − люксметром, его часто используют при фотосъемке, − небольшая приборная доска, провод и что-то вроде чупа-чупса, у которого есть белая полусфера, − она и измеряет количество света. Мне кажется, сложнее всего с фотографией − она довольно быстро меняет свой вид. Фото желтеют, у них загибаются уголки из-за того, что работа иссыхается. Так что, если у вас в коллекции есть фотографии, рекомендую отправлять их на отдых почаще. Также особенно тяжело переносят воздействие солнечного света акварели и пастель.
О рамах для графики и картин
Стекло в раме очень важный элемент: есть даже с защитой от ультрафиолета или с антибликовым покрытием. Лучшее для демонстрации произведений − музейное стекло, оно очень прочное, дает максимальную защиту от ультрафиолета и минимизирует блики. Хотя, конечно, нет сомнений, что работы выглядят лучше без стекла. Это абсолютно разные впечатления.
О хранении керамики и скульптуры
Световой диапазон, при котором может храниться керамика (а также камень, металл и стекло) гораздо больше − до 300 люкс, это достаточно яркий свет. А вот для работ из дерева музейщики рекомендуют придерживаться тех же ограничений, что и для масляной живописи − 100–200 люкс. Если скульптура деревянная, то ее сохранности, с одной стороны, угрожают перепады температуры и влажности, с другой − насекомые. Нужно следить, чтобы никаких букашек и жучков не появилось в произведениях. В музее такие работы отправляют в специальное холодное хранение, где умирают вредоносные организмы. Если в деревянном предмете в домашней коллекции завелись насекомые, то лучший вариант − посоветоваться с художником, реставраторами дерева, или обратиться к реставраторам мебели, они бы могли подсказать, как спасти работу.
О хранении текстиля
Текстиль хранят так же, как и произведения на бумаге. Нужно смотреть по состоянию и давать работам отдыхать. Текстиль вообще редко выставляют, потому что он быстро портится: рассыхается и выцветает. Например, на выставках костюмов экспонаты показывают один раз, а потом убирают и очень долго не достают. Как вариант для экспозиции текстиля можно сделать музейную витрину с накидкой из плотной ткани. В Эрмитаже такие используются, например, для кружева: посетители могут откинуть покрывающую витрину ткань и рассмотреть работу, а после снова ее накрыть. Все желающие могут рассмотреть произведение, и оно будет подвергаться минимальному воздействию. Уходя из дома можно зашторивать окна комнат, где находятся произведения. Так в ваше отсутствие работы будут отдыхать.
О хранении живописи
В целом, мы уже проговорили особенности хранения живописи: допустимая влажность до 50%, температура до 20°C, освещенность 100–200 люкс (лучше держаться в районе 150), отсутствие прямого солнечного света, расположение вдалеке от увлажняющих и греющих приборов. Если вы планируйте ставить произведение на пол, перед тем как его повесить на стену, обязательно подкладывайте мягкий материал, чтобы защитить красочный слой или раму от возможных повреждений. Также в музейных гайдах советуют снимать ювелирные украшения с рук и ремни с металлическими пряжками перед установкой работ, чтобы ненароком не поцарапать картину.
О том, как правильно трогать произведения искусства
Лучше всего использовать белые хлопковые или нитриловые перчатки. Программа минимум: все предметы из своей коллекции брать за уголки или придерживать за обратную сторону. Особенно внимательными нужно быть к фотографиям, так как на них остаются следы от пальцев. Всегда перед тем как прикасаться к произведению искусства и особенно к графике, в перчатках или без, мы тщательно моем руки. Если у вас есть произведения из фарфора или стекла, наоборот, никогда не берите их в перчатках, потому что они с большей вероятностью выскользнут из перчаток, чем из голых рук.
О самом странном материале, из которого может быть сделано произведение искусства
Кажется, самый странный и опасный материал − это все-таки скотч, в ближайшем будущем клейкий слой может высохнуть и скотч отслоится. Мои старшие коллеги сделали в музее фонд, который хранит такие нестабильные вещи. Они также научились хранить видео-арт и оформлять его по музейным правилам, потому что цифровой носитель еще недавно был чем-то невероятным и странным для музеев. Теперь есть протоколы для этого.
Если вы храните у себя видео или любой диджитал арт, то переписывайте флешку раз в четыре года и регулярно проверяйте содержимое, чтобы сохранить произведения.
Не меньшую сложность представляют нетипичные для искусства органические материалы. Например, семена и крупы, они рискуют испортиться, прорасти или стать пристанищем для насекомых.
О самом важном в перевозке искусства
Конечно, по возможности, лучше не перевозить работы в рулонах, но что делать, если приходится. Когда вы снимаете холст с подрамника и сворачиваете, необходимо делать это красочным слоем наружу, потому что так чешуйки краски раскрываются. Если вы сворачиваете внутрь, то они, наоборот, складываются и ломаются друг об друга. Если есть возможность перевезти произведение в развернутом виде, лучше ей воспользоваться.
Лучше всего перевозить произведения в специальных ящиках. Внутри них работы ни в коем случае не должны болтаться или биться друг об друга. Если ящик сильно больше самих произведений, туда помещаются вставки из поролона, и он же прокладывается между работами. В машине такие ящики обычно фиксируются ремнями. Еще один совет: если вы купили вещь, неважно, графику, живопись или скульптуру и принесли ее с мороза, лучше сутки ее не вытаскивать из упаковки, она должна акклиматизироваться.
О том, как правильно убирать пыль с работ
Я сразу скажу про программу минимум: мы никогда не протираем никакие работы мокрой тряпкой. Есть два способа борьбы с пылью. В музеях, иногда и в частных домах, стоят фильтры для пыли, которые ее собирают. Это очень хорошая штука, хоть она и не спасает от пыли полностью, но очень облегчает ситуацию.
Есть пыль, которая так или иначе все равно проникает в слои краски. Считается, что из-за этого картина становится темнее лет за семьдесят. Кстати, стекло защищает работу не только от ультрафиолета, но и от пыли. Его мы можем помыть дистиллированной водой без каких-либо средств или средствами для мытья стекол. Важно, наносить средство на тряпочку, а не на стекло, чтобы жидкость не дай бог не затекла под раму. Если это скульптура или объемная вещь, мы только смахиваем пыль пипидастром и ничем больше. Если это картины без стекла, то я бы не стала ничего с ней делать.
О том, какие работы все-таки можно повесить в одно из самых влажных мест в доме − в ванной
Чисто теоретически, керамика, например, или какая-нибудь обожженная плитка, − вынесут такие условия, все остальное − нет. Лучше вешать туда то, что не жалко. Можно сделать хорошую репродукцию, оцифровать работу и повесить дубль в ванную. Как мы говорим в музее, экспозиционную копию.
Если произведение искусства все-таки испортилось
По-хорошему, надо идти к художнику, если он жив, и просить отреставрировать работу. Во-первых, скорее всего, он уже решал такой вопрос. Во-вторых, это этический аспект авторства: вы не передаете работу третьему лицу. Если художник не позаботился о том, чтобы работа сохранялась надолго, теоретически он должен предлагать варианты, как ее спасти. Когда вы покупаете искусство, было бы неплохо обращать внимание, насколько соблюдена технология: какие материалы используются и насколько они традиционные.
Например, у одной моей знакомой я видела работу на глянцевом картоне. Я не знаю, начнет ли краска отваливаться раньше времени и как поведет себя основа. Нужно быть внимательным при покупке произведений из экспериментальных и современных материалов. Часто сохранить такие работы помогает низкая температура, но каждый случай использования нетрадиционных материалов нужно рассматривать отдельно и искать исследования о хранении таких произведений.
О том, что мы сохраняем − идею или предмет
Сейчас мои коллеги занимаются реставрацией «Красного вагона» Ильи и Эмилии Кабаковых и перед ними стоит сложная задача сохранения культового произведения концептуального искусства, созданного из довольно современных материалов. В рамках последней ярмарки Cosmoscow прошла интересная дискуссия об особенностях работы с нетрадиционными материалами и будущем, которое их ждет. А также об особенностях реставрации произведений, в которых на первый план выходит не их материальное воплощение, а идея, которую вкладывает автор. На встрече музейные сотрудники вместе с галеристами и художниками обсудили особенности создания и хранения современных произведений искусства. Запись дискуссии интересна тем, что все участники рассказывают, какие работы они с наименьшей вероятностью возьмут в свою коллекцию именно из-за особенностей сохранности материала. А также обсуждают, что все участники арт-мира могут сделать, чтобы искусство жило как можно дольше».