При желании политический подтекст можно обнаружить в чем угодно. Например, кот Леопольд из советского мультика «Приключения кота Леопольда» постоянно говорит двум хулиганистым мышатам: «Ребята, давайте жить дружно!». Чем не политическая агитация? К какому примирению призывает зрителей герой мультика? Бред − скажете вы, и будете правы. Всегда нужно принимать во внимание временной и художественный контекст произведения. Но, вот свежий пример, как совершенно безобидная картина питерского художника Дмитрия Шагина «День тельняшки» обретает новое и опасное значение в глазах чиновников министерства культуры.
Изъять с выставки «Открытка. К 65-летию журнала «Декоративное искусство» работу Дмитрия Шагина попросило организаторов мероприятия руководство Всероссийского музея декоративного искусства, на чьей площадке в Москве проходила экспозиция. Беспокойство вызвал «политический подтекст», присутствовавший, по мнению музейных чиновников, в картине, а именно фраза, написанная на растяжке, которую держат в руках персонажи полотна − «Митьки никого не хотят победить!». Этот «лозунг» − не более чем девиз творческого объединения «Митьки», придуманный еще в начале 1980-х годов и хорошо известный всем ценителям творчества художников. Дмитрий Шагин был очень удивлен такой интерпретацией своего произведения и 23 января увез картину в Петербург. Руководству этого показалось мало, и было решено замазать фразу даже на открытке, напечатанной на баннере с репродукцией картины.
Вот что заявил в интервью изданию «Фонтанка.ру» сам автор:
«Да, там вообще очень странная история: дело в том, что это давний мой сюжет и он не имеет отношения ни к какой спецоперации вообще, этот лозунг митьков еще в 1984 году был написан Шинкаревым. И по этому поводу никто никогда вообще никаких претензий не предъявлял. Организаторы выставки − журнал «Декоративное искусство» (это у них была выставка к юбилею журнала) − спросили: «Нет ли у вас на тему праздника?». А у нас есть праздник, митьковский, − мы придумали «День тельняшки» в свое время.
Вот, и у нас выставки проходили, например в Военно-морском музее, − никогда никаких претензий ни у кого не было. И тут, значит, отправили картину, и все было нормально, все висело, было принято государственным музеем, Министерством культуры… А потом вдруг они почему-то написали бумагу, что нужно картину изъять, потому что она носит какой-то политический подтекст, который они в ней увидели. То есть бред какой-то уже! Я, конечно, в шоке от всего! Ну, что делать, − я картину спас, приехал в Москву, вчера ее забрал, сейчас повезу в Петербург. Организаторы, извиняясь, мне позвонили, сказали: «Такое дело, извините, мы ничего поделать не могли».
И более того, там висел печатный баннер, где были изображены все участвующие картины-открытки − а на них изображены разные праздники, и придуманные. И вот на репродукции моей картины несмываемой красной краской была замазана эта надпись − «Митьки никого не хотят победить!». Я пытался отмыть − не отмывается. Они сказали, что это гуашь, но не получается. То есть просто испортили еще и изображение картины. Я, честно говоря, в замешательстве был: я думал, это всё − так… А тут − что-то жестко! Закрасили так, что никогда никто не отмоет. Ну, слава богу, не на самой картине − саму картину я забрал, − а на этом баннере.
Я хочу еще сказать, что в последний раз мою работу запрещали в 1986 году − это был портрет Николая Гумилева, поэта. И считалось, что его тоже нельзя почему-то. Прошло сколько лет − 35, что ли, − и вот опять! Да что ж такое! Я, честно говоря, не ожидал. Ничего там такого вроде, добрая, хорошая картина. Вызывает позитивные чувства у людей. А вот такая история». Источник.