Анонсирован запуск первой в мире биржи акций произведений искусства. Инициаторами проекта «Artex» выступил принц Йозеф Венцель Лихтенштейнский и группа инвестиционных банкиров. По словам генерального директора «Artex MTF AG» Яссира Бенжеллун-Туими (Yassir Benjelloun-Touimi), первая картина будет выставлена на продажу в начале 2023 года. Подробности организаторы держат в секрете, но обещают, что это будет работа одного из самых известных художников в истории искусства.
Говоря об отличиях «Artex» от других похожих проектов, Бенжеллун-Туими, ранее сотрудничавший с «UBS Group AG» и «BNP Paribas SA», настаивает, что новая платформа структурирована по принципам работы традиционного фондового рынка, позволяющего покупать и продавать акции, получая данные о ликвидности.
Заявлено, что консультантом «Artex» выступит инвестиционный банк «Rothschild & Co.», а клиринговые услуги окажет оператор швейцарской и испанской фондовых бирж «SIX Group». В настоящее время «Artex» лицензирован финансовым управлением Лихтенштейна. Ожидается, что на бирже будут продаваться произведения искусства от эпохи Возрождения до ХХ века, а их общая стоимость составит порядка одного миллиарда евро. К сожалению, площадка вряд ли станет доступна российским гражданам из-за санкционных ограничений.
Конечно, возникает вопрос: можно ли применять к произведениям искусства те же механизмы рынка, что применимы к ценным бумагам и акциям? Некоторые эксперты по личным финансам настроены скептически, говоря, что картина эпохи Возрождения не связана с денежным потоком или дивидендами, а это означает, что право собственности является чистой спекуляцией.
Совместное владение шедевром мировой живописи также не новая история для арт-рынка. И раньше покупали, например, «фрагмент» работы Рембрандта через специальные фонды, однако, этот бизнес во многом зависел от доверия управляющим. В 2018 году с ними начали конкурировать блокчейн-платформы, правда, такие вложения очень скоро признали высоко рисковыми. Пока что, потенциал новой биржи вызывает сомнения у многих инвесторов и клиентов.
Например, директор аукционного дома «ArtSale.info» Константин Бабулин заметил: «Возникает вопрос − а где спрятана прибыль? Как правило, там сложная математическая схема: исходя из таких-то, таких-то расчетов стоимость картины увеличивается в год на определенный процент, отсюда даже выплачиваются какие-то дивиденды и так далее. А на практике, вы купили картину Пикассо, а у вас кризис, и она не стала дороже. Что вы с этим будете делать? Купить дешево, чтобы это все выросло в цене, и потом через несколько лет продать дорого, − это большое искусство узких профессионалов, а не математических подходов и финансовых схем».
Серьезных инвесторов этот проект, скорее всего, не привлечет, уверен коллекционер Андрей Ружников: «Я занимаюсь искусством уже почти пятьдесят лет. Вступая в партнерство, всегда возникает риск того, что один участник хочет продать, а другой нет. Если я лично владею картиной, я ее купил, продал, вложил деньги, заработал, потерял − это все мои проблемы. А когда существует какое-то руководство, по-моему, все это обречено на громкую и серьезную неудачу».