Государственный Эрмитаж объявил, что вводит годовой мораторий на выставки в Европе и США. Об этом говорится в сообщении на официальном сайте. Предыдущий подобный мораторий вводился музеем в девяностые годы по соображениям безопасности и из-за высоких финансовых рисков. Ранее представитель президента по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой заявлял, что произведения искусства, находящиеся в музейном фонде России, не будут отправлять на зарубежные выставки, в том числе в дружественные и нейтральные страны, пока ситуация в мире не станет спокойнее.
Также представители музея сообщили, что в данный момент в музейные собрания вернулись все экспонаты, участвовавшие во временных выставках в Европе. С марта по июнь 2022 года Эрмитаж принимал участие в восьми зарубежных экспозициях — в Амстердаме, Гамбурге, Париже, Брюсселе, Лондоне, Милане и Риме.
Выставку «Шедевры нового искусства – Коллекция братьев Морозовых» в выставочном центре «Louis Vuitton» в Париже посетили 1 300 000 человек, даже несмотря на все карантинные ограничения. Итальянская публика высоко оценила решение Министерства культуры РФ и Эрмитажа не возвращать работы экстренно, срывая выставочные планы (как это сделали западные партнеры некоторых проектов в России). Произведения из коллекции братьев Морозовых с триумфом вернулись в Петербург в мае 2022 года.
На выставке «Классовое общество. Повседневная жизнь в искусстве голландских мастеров» в Гамбургском Кунстхалле были представлены картины Питера де Хоха «Хозяйка и служанка» и Питера Янсенса «Комната в голландском доме». Эти экспонаты из собрания Эрмитажа во всей полноте раскрывают главную тему гамбургской выставки – развитие реалистической живописи и образов повседневной жизни в XVII веке в Нидерландах.
В мае 2022 года в Эрмитаж вернулись три произведения с выставки «Фаберже в Лондоне: романтика и революция». С 8 ноября 2021 года по 8 мая 2022 года в музее Виктории и Альберта в Лондоне были представлены, пожалуй, самые известные шедевры фирмы Карла Фаберже, которые хранятся в Эрмитаже: часы-яйцо Ротшильда, миниатюрная точная копия императорских регалий и хрустальное блюдо с изображением герба Санкт-Петербурга. Выставка была посвящена личности Карла Фаберже, воплощающего, с одной стороны, международный успех, а с другой стороны, символизирующего императорскую Россию.
В выставке «Мистерии Митры. К истокам римского культа», проходившей с 28 октября 2021 года по 17 мая 2022 года в Королевском музее Мариемона (Брюссель) участвовал римский рельеф II века до н.э. «Митра, закалывающий быка». Задачей экспозиции было познакомить зрителей с одним из самых таинственных и необычных культов римской античности.
Государственный Эрмитаж регулярно предоставлял экспонаты из своего собрания на выставки в Италию. В конце 2021 – начале 2022 годов открылись три выставки в Риме и Милане, в которых участвовали эрмитажные экспонаты. Экспозиция «The Grand Tour. Миф, видение и чувство Италии» была подготовлена галереями Италии в Милане в тесном партнерстве с Эрмитажем и включала в себя 130 произведений, 9 из них – из коллекции петербургского музея. Итальянской публике были представлены жемчужины эрмитажного собрания западноевропейского искусства: «Амур стоящий» Антонио Кановы, «Семейство Толстых в Венеции» Джулио Карлини, автопортрет Мари-Луиз Виже-Лебрен, портрет Николая Юсупова работы Иоганна Батиста Лампи-старшего и др. Выставка пользовалась огромной зрительской популярностью в Италии и получила высокую оценку критиков.
До 15 мая в Риме проходила выставка одной картины «Молодая дама» Пабло Пикассо» из коллекции Эрмитажа. Примечательно, что полотно принадлежало Сергею Ивановичу Щукину и именно он дал ей это название. На выставке в Палаццо Риносерос в Риме картина вызвала большой зрительский интерес, а с 26 июня 2022 года ее можно будет увидеть на выставке «Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина» в Манеже Малого Эрмитажа.
Несколько недель назад в Милане завершилась выставка «Тициан. Женские образы». С 22 февраля по 5 июня в Королевском дворце («Палацо Реале») находились две картины из собрания Эрмитажа: «Портрет молодой женщины» Тициана и «Искушение» Кариани. Задачей экспозиции было представить собирательный образ женщины XVI века через произведения Тициана и его современников: Лоренцо Лотто, Якопо Тинторетто, Паоло Веронезе и других художников. На выставке были представлены около ста работ из коллекций европейских музеев и картинных галерей. Государственный Эрмитаж был единственным российским музеем-участником.
Единственной выставкой, которая закрылась раньше срока и вернулась в Эрмитаж еще в марте 2022 года, стала выставка «Русский авангард – искусство для нового мира». Несмотря на огромный зрительский успех, было принято решение прекратить ее работу досрочно из-за беспрецедентного уровня давления, с которым в нынешней политической ситуации столкнулись наши коллеги в выставочном центре «Эрмитаж Амстердам». В декабре 2022 года она будет представлена российской публике в Манеже Малого Эрмитажа.